Находка была сделана накануне Нового года, её обнаружили под полом кабинета директора музея.
Накануне Нового года при охранных раскопках в здании Тверского музея археологи обнаружили клад, который состоит из нескольких десятков серебряных украшений. Он датируется первой половиной XIII века и, вероятно, был спрятан во времена Батыева нашествия. О находке сообщила пресс-служба Института археологии РАН.
Клад представляет собой комплект драгоценных украшений, который когда-то принадлежал знатной горожанке. Это несколько десятков предметов, сделанных их серебра в технике скани и зерни. Среди них, в частности, есть аграфы – кольца с напускными ажурными бусинами, которые, вероятно, служили украшением головного убора. Кроме того, в клад входят звездчатые и лучевые колты, а также рясна (подвески) и цепи, которые привешивались к головному убору и спускались вниз, окаймляя лицо владелицы.
В комплекте было и ожерелье из дутых серебряных бус – как крупных, так и среднего размера. Частью ожерелья были и три больших круглых привески-медальона. Оставившая клад горожанка носила на руке большой серебряный створчатый браслет. Он украшен зооморфными изображениями и гравированным орнаментом в виде плетенок. Браслет сделан с использованием техники скани и черни.
Клад нашли археологи из Тверского научного историко-археологического и реставрационного центра вместе с коллегами из Института археологии РАН. Находки были сделаны при раскопках, связанных с реставрацией здания бывшего Реального училища – сегодня в нём размещается Тверской государственный объединенный музей. Пресс-служба отмечает, что клад обнаружили на глубине более 2 метров, под полом кабинета, который принадлежит гендиректору музея.
Изначально клад поместили в небольшую яму, вырытую в культурном слое. Сверху его накрыли небольшим керамическим сосудом. «Вероятно, в момент опасности, угрожавшей всему городу, хозяйка сокровищ уже не могла найти другого безопасного места», – рассказал руководитель экспедиции, сотрудник Института археологии Александр Хохлов.
Хозяйка украшений за ними не вернулась. Вероятно, она погибла при штурме города или была угнана в полон. Клад могли найти ещё в XV веке, когда на исследованном участке проводили большие земляные работы по выравниванию грунта. Однако тогда до клада не докопали 10–15 сантиметров.
Такие клады обычно связывают с монгольским нашествием 1237–1238 года, отметил директор Института археологии Николай Макаров. «Хотя состав вещей не дает возможности датировать их с точностью до нескольких лет, в целом связь их с монгольским разгромом русских городов не вызывает сомнений, горизонт пожара и разрушений середины XIII века прослеживается во многих древнерусских городах», – говорит археолог.
Между тем клады находят не во всех древнерусских городах, оказавшихся, согласно летописи, под ударом Батыя. Наибольшее количество кладов – семнадцать – нашли в Старой Рязани. В северо-восточных русских землях клады украшений, в частности, обнаружили во Владимире (пять), в Москве (два). Похожий клад несколько лет назад нашли в Торжке, городе, оказавшем упорное сопротивление монголам. Один из кладов – знаменитое «суздальское оплечье» – обнаружили в курганной насыпи под Суздалем. При этом в самом городе клады не найдены. Нет их и в других городах, захваченных и сожжённых монголами: Переяславле-Залесском, Ярославле, Ростове.
«Находка дорогих украшений, входивших в состав женского боярского убора в Твери, одном из "молодых" городов Северо-Восточной Руси, важна для характеристики её ранней истории, это свидетельство присутствия статусной знати в Твери в начале XIII века», – считает Николай Макаров.