№10 октябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Историки воссоздали застольную игру древних греков

Исследователи реконструировали игру «коттаб», возраст которой – более двух с половиной тысяч лет.

За две с половиной тысячи лет до изобретения пиво-понга (популярной на Западе игры) древние греки во время застолий играли в коттаб. Описание этой игры есть у античных поэтов и писателей, она была популярным сюжетом вазописи, однако о ее реконструкции ранее не сообщалось.

Фрагмент фрески на саркофаге из «Гробницы ныряльщика». Пестум. В центре изображён игрок в коттаб. Фото: Jean-Pierre Dalbéra / Flickr.com (CC BY 2.0).
Игрок в коттаб. Изображение на аттическом краснофигурном килике. Около 510 г. до н. э. Лувр. Фото: Bibi Saint-Pol / Wikimedia (Public domain).

На греческих симпосиях (пиршествах) знатные молодые и старые мужчины возлежали на мягких ложах, которые выстраивались вдоль стен андрона, «мужской комнаты», самой красивой и неотъемлемой части дома. Мужчины вели оживлённые беседы и читали стихи. Симпосиатов (участников застолий) развлекали танцоры, флейтистки и гетеры. Выпив достаточное количество вина, мужчины начинали играть в коттаб – пытались попасть остатками вина в цель, находящуюся в центре комнаты. Наградой за победу были яйца, пирожные и любовь гетер. Полы после коттаба мыли рабы.

«Описать студентам эту древнегреческую застольную игру, коттаб, всегда было немного сложно, потому что у нас есть иллюстрации, но они показывают только одну часть игры – когда человек собирается выплеснуть остатки в цель», – говорит Хизер Шарп (Heather Sharpe), доцент истории искусства в Университете Вест Честера в Пенсильвании (США). «Я подумала, что было бы действительно здорово, если бы мы могли попробовать сделать это сами», – сказала Хизер Шарп.

Так что она решила воссоздать игру с помощью чаш, напечатанных на 3D-принтере, сока и нескольких студентов. Исследователь выяснила, что разобраться в коттабе можно, но игра требовала умелых верхних бросков. Результаты реконструкции доцент представила на ежегодной конференции Археологического Института Америки, которая прошла 8–11 января в Новом Орлеане (Луизиана, США).

Письменные свидетельства и изображения показывают, что было два способа игры в коттаб. В одном целью было сбить диск, который был тщательно отцентрирован на высокой металлической подставке в центре комнаты. В другой вариации игры не было металлической подставки. Вместо этого нужно было потопить небольшие миски, плавающие в большой чаше с водой. В обоих версиях участники игры пытались поразить цель остатками вина на дне килика, античного аналога стакана.

У килика было две петлеобразных ручки и мелкое, но широкое тулово. Вероятно, эта форма была не самой удобной для питья, но зато килик можно было украшать игривыми изображениями. Иногда на нижней части киликов рисовали большие глаза, и когда участник симпосия делал большой глоток, казалось, будто он в маске. Сравнительно плоская, круглая внутренняя сторона чаши часто была расписана забавными или рискованными рисунками, которые медленно открывались перед пьющим – по мере того, как килик пустел.

На некоторых киликах нарисованы гуляки, играющие в коттаб. Анализируя эти изображения, Хизер Шарп пришла к выводу: чтобы поразить цель в коттабе надо было, перед тем как выплеснуть остатки, «закрутить» чашу, как это делают во время броска «форхенд» во фрисби. Но эксперимент показал, что это не самая выигрышная техника.

Хизер Шарп работала совместно с Эндрю Снайдером, керамистом, профессором Университета Вест Честера. Сначала он сделал три реплики киликов из глины, но Хизер Шарп беспокоилась о том, что во время игры они могут разбиться. Поскольку Эндрю Снайдер недавно стал обладателем 3D-принтера, они сделали более лёгкие и прочные, но несколько меньшие по размеру килики из пластика.

Участники эксперимента сделали макет цели для коттаба, чтобы попробовать оба варианта игры. В качестве андрона Хизер Шарп и её коллеги использовали одну из чертёжных досок в отделе искусств. В комнате был постелен линолеум, который было легко мыть. В качестве лож использовали мягкие скамейки. Вместо вина использовали виноградный сок, разбавленный водой.

Чтобы достичь наилучших результатов в коттабе, игроки должны продеть палец в одну из ручек килика и выплеснуть сок движением снизу-вверх («верхним броском»), так, будто бы они делают подачу в бейсболе. Хизер Шарп отметила, что играть в коттаб оказалось непросто, но она была поражена, когда некоторые студенты научились поражать цель в течение 10–15 минут.

«Понадобилось немалая выдержка, чтобы нацелить остатки вина, и что интересно, некоторые женщины смогли сделать это первыми. В каком-то смысле они полагались больше на ловкость, тогда так некоторые ребята пытались сделать бросок с излишней силой», – рассказала доцент.

Знатные гречанки не участвовали в симпосиях, но есть некоторые признаки того, что в коттаб вместе с мужчинами играли гетеры.

«Другой момент, который мы быстро поняли, это то, что она [игра], вероятно, была довольно грязной. К концу эксперимента мы расплескали виноградный сок по всему полу», – говорит Хизер Шарп. На обычном симпосии, когда ложа располагались по всем четырём сторонам андрона, промахнувшийся игрок, скорее всего, попадал в своего сотрапезника. «К концу симпосия вы бы промокли в вине, и ваши товарищи-симпосиаты промокли бы тоже», – отмечает доцент.

Она говорит, что хотела бы попробовать сыграть в коттаб с настоящим вином, чтобы до конца понять, как будет идти игра, когда её участники начнут пьянеть. «Конечно, это было событие в университете, поэтому мы не могли в точности сделать это [использовать вино] на территории кампуса. Но на самом деле, для полноценного эксперимента было бы интересно попробовать это [сыграть в коттаб] после килика вина, или после двух киликов вина», – заключила Хизер Шарп.

Фото: 1.Фрагмент фрески на саркофаге из «Гробницы ныряльщика». Пестум. В центре изображён игрок в коттаб. Фото: Jean-Pierre Dalbéra / Flickr.com (CC BY 2.0).
2.Игрок в коттаб. Изображение на аттическом краснофигурном килике. Около 510 г. до н. э. Лувр. Фото: Bibi Saint-Pol / Wikimedia (Public domain).

По материалам LiveScience

Автор: Егор Антонов


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее