Когда таракан становится личностью
Индивидуальные, личностные особенности поведения можно найти не только у высших млекопитающих, но даже у тараканов. Правда, элементы личности у них исчезают, стоит только таракану оказаться в группе себе подобных.
Мы охотно приписываем зверям и птицам такие свойства личности, как застенчивость, агрессивность, трусость, общительность и т. д. – любители домашних животных могут много рассказать про индивидуальные черты в характере попугаев, собак, кошек. Но готовы ли мы признать, что некоторые личностные характеристики есть у организмов, которых обыденное сознание традиционно относит к «низшим» – например, у всевозможных членистоногих?
Между тем зоологи и зоопсихологи, похоже, уже давно смирились с мыслью, что личностными признаками среди животных обладают не только приматы и прочие высшие млекопитающие, но и беспозвоночные. За последние два десятилетия «сложный внутренний мир» нашли у целого ряда видов, от осьминогов до водомерок. Один из самых любопытных примеров – социальные пауки, живущие довольно многочисленными колониями. Среди них можно найти более смелых и менее смелых, и более смелые оказываются первыми, кто выскакивает наружу за добычей. Мало того, совсем недавно исследователи из Питтсбургского университета (США) выяснили, что свойства характера у социальных пауков зависят от социального окружения. Иными словами, личность пауков формируется в кругу друзей и знакомых – попав в незнакомую компанию, паук теряет характерные личностные особенности поведения.
Разумеется, не стоит уподоблять паучьи личности человеческим: в случае членистоногих можно говорить только о некоторых свойствах, которые могут придавать поведению особи индивидуальную окраску. С другой стороны, отсюда можно сделать вывод, что личностные признаки в эволюции могут постепенно накапливаться и созревать от вида к виду, и что тут вовсе не обязательно иметь высокоразвитый мозг по образцу млекопитающих.
Статья в Proceedings of the Royal Society B пополняет список членистоногих, у которых можно найти элементы личностного поведения – на сей раз речь идёт об американских тараканах Periplaneta americana, которые внешне отчасти напоминают привычного нам прусака. Исследователи из Брюссельского свободного университета (Бельгия) распределяли более трёхсот тараканов по девятнадцати группам, каждую особь снабжали радиочипом. Все тараканы были самцами четырёх месяцев от роду – чтобы исключить поведенческие особенности, связанные с различиями в возрасте и между полами. Трижды в неделю насекомых по отдельности или же всей группой целиком сажали на освещённую площадку, огороженную электрическим забором. Над площадкой подвешивали пару прозрачных дисков с красным светофильтром – получалось так, что на площадке с тараканами появлялось два более тусклых укрытия с красной крышей достаточного размера, чтобы под ней могли уместиться кто хочет.
Тараканы не любят яркий свет, поэтому они стремились спрятаться под красной крышей. Каждый раз в течение трёх часов зоологи измеряли, сколько времени каждый самец проводил на безопасном участке и как быстро он туда прятался. Как и ожидалось, среди них были и те, что посмелее, и те, что потрусливее: первые много времени тратили на то, чтобы обследовать окрестности, вторые старались побыстрее спрятаться в красную тень. Причём такое поведение оставалось постоянным от теста к тесту, то есть осторожность и храбрость были характерными признаками отдельной особи.
Однако в группе различия между тараканьими «личностями» сглаживалось. Даже если в одиночку таракан был настолько храбр, что вообще ни разу не прятался в тень, в группе он вёл себя, как все – то есть стремился поскорее спрятаться. Можно сказать, что группа обладала собственной, достаточно осторожной «личностью», которая вовсе не была просто суммой характеров – каждый таракан менял собственное поведение так, чтобы соответствовать социальным требованиям. Коротко о результатах экспериментов пишет портал ScienceNOW.
Наличие индивидуальных особенностей поведения у тараканов не покажется таким уж удивительным, если знать некоторые особенности их общественных повадок. Все мы знаем, что они живут колониями, однако это не просто скопление особей – внутри сообщества тараканы обмениваются химическими сигналами, сообщая друг другу, где есть много хорошей еды и где можно найти безопасное убежище, чтобы переждать день. Более того, они могут даже принимать коллективные решения, когда все участники группы приходят к одному и тому же выводу по тем же важным вопросам – куда пойти за едой и где безопасней всего переночевать, точнее, передневать. Хотя до настоящих социальных насекомых, таких, как пчёлы, термиты или муравьи, им далеко, тараканов можно рассматривать как находящихся на полпути к эусоциальному образу жизни, с кастами и разделением труда.