«Дом Иисуса»: сенсация или домыслы?
В Назарете исследуют здание, которое в средние века считалось домом Иосифа, земного отца основателя христианства.
В 80-х годах XIX века монахини из Назаретского монастыря провели здесь собственные раскопки, а в 1936 году священник Генри Сенес (Henri Senès) подробно описал остатки, обнаруженные монахинями. В 2006 году монахини предоставили археологам полный доступ к памятнику и архивным материалам.
В результате раскопок был обнаружен дом, состоявший из нескольких комнат. При постройке дома был срезан склон известнякового холма. Получившиеся каменные стены были дополнены каменными кладками. Стены одной из комнат сохранились на всю высоту. Сохранился и дверной проём, который вёл в эту комнату, и часть первоначального, известнякового пола.
В числе находок – фрагменты посуды для приготовления пищи, а также известняковые сосуды. Последнее может указывать на верования жителей: иудеи считали, что известняк не может стать нечистым.
Анализ находок, сооружений и архивных материалов позволил датировать дом I веком н.э. Кен Дарк отмечает, что в этом же столетии жилище было оставлено обитателями. После этого сооружение превратили в каменоломню, и в пределах всё того же I века на месте дома появляется погребение.
«Был ли этот дом тем, в котором вырос Иисус? Это невозможно сказать, используя археологические основания», – пишет профессор. С другой стороны, по его мнению, у археологов нет и причин, по которым можно было бы полностью исключить такую возможность.
Крестоносцы считали погребение, которое было здесь устроено в I веке, захоронением Иосифа. Кен Дарк в этом сомневается: могила была вырыта не только после того, как дом забросили, но и после того, как его стали разбирать на камень.
Археологи также исследовали несколько объектов в окрестностях, которые позволяют понять, каким был Назарет во времена Иисуса. Речь идёт, в частности, о раскопках в в долине Нахаль Ципори (Nahal Zippori), которая находится недалеко от Назарета. Работы археологов показали, что те люди, которые жили в северной части долины, рядом с римским городом Сепфорисом, быстрее перенимали римскую культуру, чем те, которые жили на юге, в районе Назарета. По-видимому, назаретяне отвергали её из-за антиримских настроений и (или) из-за своей иудейской идентичности.
По материалам LiveScience