Рукопожатие с обнюхиванием

Мы многое можем сказать о человеке, пожав ему руку. Но оказывается, при этом мы оцениваем не только силу и длительность рукопожатия, но и запах нашего собеседника.

Звери при встрече обнюхивают друг друга, люди же здороваются и обмениваются рукопожатием. Однако, как заметили исследователи из Института Вейцманна, обнюхивание у людей до сих пор в ходу: пожав кому-то руку, мы стараемся поднести её к носу, чтобы определить, чем пахнет собеседник.

Нюхаете ли вы свою руку после того, как дали её пожать? Фото © Raev Denis / Фотобанк Лори.

В статье в eLife описывается эксперимент, в котором участвовали 280 человек – они должны были поприветствовать друг друга, но одни жали другу руки, а другие нет; поведение тех и других снимали на камеру. Оказалось, что после рукопожатия человек дольше держит руки у носа и чаще касается лица той рукой, которой здоровался. Но, может быть, это никак не связано с обонянием? Авторы работы использовали специальные устройства, измерявшие потоки воздуха в носу – и выяснилось, что да, люди и впрямь принюхивались к собственным пожатым рукам. На перчатках, выданных участникам эксперимента, остались молекулы сквалена и гексадеканоевой кислоты, которые играют роль в запаховом общении у собак и крыс. Что интересно, человек принюхивался в руке, только если здоровался с кем-то одного с ним пола (то есть мужчина с мужчиной, женщина с женщиной).

Человеческое обоняние, конечно, не может сравниться с обонянием животных. Однако запах может влиять на наше поведение, даже если мы этого не осознаём. (Здесь можно вспомнить известный эксперимент с «эксперимент с пахнущими майками», по результатам которого оказалось, что женщинам больше нравится запах мужчин, которые отличаются от них по некоторым важным иммунным белкам.) Наши очень далёкие предки-приматы при встрече, скорее всего, обнюхивали друг друга, подобно прочим зверям. Нынешний цивилизованный человек такого позволить себе не может, и потому идёт на хитрость – пытается понюхать руку после рукопожатия. Но пока что мы имеем дело просто с интересным наблюдением, и исследователям ещё предстоит выяснить, точно ли наше отношение к собеседнику меняется под действием запаховых молекул, которые мы унесли с его руки.