С интернетом мы чувствуем себя умнее, чем мы есть
Как повысить собственную интеллектуальную самооценку? Очень просто: поищите во всемирной сети ответ на какой-нибудь вопрос, и вам покажется, что вы знаете всё на свете.
С появлением всемирной сети огромная масса информации стала легкодоступной: мы в любой момент можем узнать что угодно о чём угодно. Возможно, именно поэтому нам часто кажется, что и сами мы стали умнее. Это вовсе не шутка: эксперименты психологов из Йеля показали, что у людей, сидящих в интернете, действительно усиливается иллюзия собственного интеллекта.
В исследовании участвовали около тысячи человек, которые должны были ответить на какой-нибудь вопрос – например, как работает застёжка-молния. Только одним предлагали поискать ответ во всемирной сети, а другим давали распечатку текстов с тех веб-сайтов, на которых интернет-группа нашла ответ. То есть информация, по сути, была одна и та же, просто отличалась форма подачи и процесс поиска. Затем и те, и другие должны были сказать, могут ли они ответить на другой вопрос – например, почему облачные ночи теплее безоблачных. Сам ответ здесь был не важен, и отвечать вообще было не обязательно, требовалась только самооценка, уверенность или неуверенность в собственной компетентности. И оказалось, что те, кто ранее искал ответ в интернете, считают себя более знающими, более осведомлёнными в новой проблеме (хотя очередной вопрос не имел никакого отношения к предыдущему).
Более того, интеллектуальная самоуверенность возрастала даже тогда, когда в сети вообще не удавалось найти удовлетворительного ответа (психологи или выбирали слишком сложный вопрос – например, почему история древнего Мероитского царства была более мирной, чем история государств Древней Греции? – или же использовали сетевые фильтры, чтобы сделать недоступными сайты с нужной информацией). До эксперимента уверенность в собственном знании у всех была примерно одинаковой, то есть дело было именно в интернет-поиске. Причём, как пишут авторы работы в Journal of Experimental Psychology, у людей возрастала уверенность именно в их личном интеллекте, то есть они полагали, что они сами по себе много знают, а доступ в сеть тут не при чём. Однако здесь был и другой нюанс: когда человеку предлагали сразу пройти по ссылке к нужной информации, то интеллектуальная самооценка оставалась прежней. Иными словами, важен не просто выход в интернет, а именно активный поиск в нём.
Объяснение здесь может быть простое: когда человек ищет ответы с помощью источника, над которым надо потрудиться (например, в книге, или же беседуя с кем-то другим, кому нужно задавать чёткие вопросы и анализировать ответы), он успевает осознать, чего именно он не знает. В случае же с интернет-серфингом бывает невозможно различить между собой «то, что я знаю» и «то, что я думаю, что я знаю». Проблема, возможно, не стоила бы разговора, но ведь реальная компетентность после сеанса онлайн-поиска вовсе необязательно возрастает, причём даже если человек в результате ничего не узнал, ему будет казаться, что теперь он знает всё обо всём. А теперь помножим вот такой любопытный психологический эффект на всесветную распространённость мобильных гаджетов, подключённых к всемирной сети, и подумаем, не грозит ли нам теперь всеобщий интеллектуальный застой – как результат информационно-технологического прогресса.