Петербуржские археологи планируют исследовать пятьдесят курганов в Туве
Исследования ведутся по трассе Кызыл-Курагино, где скоро пройдёт железная дорога. С периода бронзового века здесь проходил путь, связывающий долины Верхнего и Среднего Енисея.
Экспедиция «Кызыл-Курагино» во время полевого сезона 2015 года планирует исследовать в Туве около 50 курганных могильников разного времени. Памятники находятся в районе Усть-Элегеста в зоне реконструкции шахты «Красная Горка».
Организаторами экспедиции выступают Российское Географическое общество и Институт истории материальной культуры РАН (ИИМК)
«Большой научный интерес представляет изучение всей хронологической колонки памятников в отдельно взятом районе Тувы. Сплошное археологическое исследование памятников одного района практически всегда приводит к важным научным результатам, так как удаётся проследить, происходила ли смена населения, или между отдельными археологическими культурами имеется преемственность», – говорит заместитель директора ИИМК РАН Наталья Соловьева.
В Красноярском крае археологи продолжат изучение многослойной стоянки Ирба-2. В 2013 здесь были открыты следы присутствия человека эпохи палеолита (12,5 тысячи лет назад). «Стоянку на трассе Кызыл-Курагино, где мы продолжим работы и в 2015 году, можно сравнить со слоеным пирогом: в верхних ее слоях - скифские вещи, глубже обнаружены слои бронзового века и еще глубже совершенно неожиданно обнаружился палеолит, найдены каменные орудия и масса костей ископаемых животных, например, гигантского оленя. Среди интереснейших последних находок – амулет из мраморной гальки с 37 нарезами по краю. Он не из этих мест, а был принесен, скорее всего, с Енисея, ближайшее месторождение мрамора расположено на Майне», – комментирует начальник отдела палеолита ИИМК РАН Сергей Васильев.
Исследования фактически проходят по трассе бывшего Усинского тракта, который в древности был транспортной артерией, связывавшей через Саяны долины Верхнего и Среднего Енисея. Проведённые работы дают основания утверждать, что тракт использовался уже с эпохи ранней бронзы – около III тыс. до н.э.
«В результате работ экспедиции уже накоплен бесценный материал по древним культурам региона от палеолита до Средневековья. Раскопки 2015 года, безусловно, обогатят отечественную науку в сфере изучения истории Центральной Азии и позволят сохранить уникальное культурно-историческое наследие нашей цивилизации. Это самый центр Азии, где зарождались и гибли культуры и цивилизации, повлиявшие на ход человеческой истории: именно здесь сложилась культура номадов, распространившаяся в дальнейшем по всем евразийским степям вплоть до Причерноморья, где её носители получили имя “скифы”», – считает Наталья Соловьева.
Андрей Поляков, руководитель Саянской экспедиции, которая также участвует в исследованиях в зоне строительства железной дороги Кызыл-Курагино, говорит, что в последние годы археологи открыли на территории Красноярского каря около 300-400 неизвестных ранее памятников разных эпох. «Исследованные памятники представляют практически весь диапазон от палеолита до эпохи Средневековья, и практически на всех горизонтах, по всем эпохам мы колоссально расширили знания. Большой удачей стало обнаружение серии неограбленных погребений Средневековья. В 2015 году мы продолжим работу и надеемся на новые открытия», – добавил учёный.
Начальник Тувинской экспедиции Марина Килуновская сообщает¸ что по трассе дороги Элегест-Кызыл-Курагино под её руководством открыто более 150 памятников. «Проведённые здесь исследования позволили ближе подойти к проблеме происхождения скифов. Скорее всего, они как народность формировались в Центральной Азии, и Тува была одним из регионов, где это происходило», – полагает археолог.
По материалам пресс-службы ИИМК РАН