№01 январь 2025

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Смешливость зависит от генов

Рассмеёмся мы в ответ на шутку или же просто улыбнёмся, во многом зависит от серотониновых генов, доставшихся нам от родителей.

Почему на одну и ту же шутку кто-то едва улыбнётся, а кто-то начнёт хохотать до упаду? Конечно, здесь многое зависит от личного вкуса и культуры, но не только – по мнению исследователей из Северо-Западного университета, у некоторых людей есть свои  генетические особенности, делающие их сильно смешливыми.

Повышенная смешливость может быть связана с одним из генов, управляющих нейромедиаторами мозга. (Фото James + Courtney Forte / Aurora Photos / Corbis.)

Известно, что наши эмоции и настроение во многом зависят от уровня нейромедиатора серотонина – например, хроническая нехватка серотонина может привести к постоянной тревожности и депрессии (от которых рукой подать до злоупотребления разными «веществами»). Уровень серотонина контролирует ген 5-HTTLPR, у которого есть длинная и короткая разновидности. В своё время было показано, что именно короткий вариант 5-HTTLPR можно найти у людей, предрасположенных к мрачным мыслям и депрессивным состояниям.

Однако, как выяснили Клаудия Хаасе (Claudia M. Haase) и её коллеги, короткий 5-HTTLPR связан ещё и с повышенной смешливостью. Они поставили несколько опытов, показывая людям разного возраста смешное видео; кроме того, в одном из экспериментов пожилые пары должны были обсудить трудности собственного брака. Всё это фиксировали на камеру, после чего выражение лиц оценивали с помощью специальной системы, позволяющей отличить натуральные положительные эмоции от деланных, когда человек смеётся или улыбается из вежливости или, к примеру, чтобы скрыть отрицательные эмоции. (В частности, одним из надёжных признаков настоящей улыбки считаются «гусиные лапки» вокруг глаз.) Затем эмоции сопоставляли с данными по гену 5-HTTLPR.

Как пишут авторы работы в журнале Emotion, обладатели короткого варианта смеялись и улыбались с большей готовностью, нежели те, у кого 5-HTTLPR был длинным. То есть смешливость действительно отчасти зависит от генов. Однако более любопытно тут другое: оказывается, один и тот же ген может влиять и на положительные, и на отрицательные эмоции.

Для самих исследователей полученные результаты не были таким уж сюрпризом. Хотя, как мы сказали выше, первоначально короткий вариант 5-HTTLPRR считался усилителем депрессии, потом стали появляться работы, в которых говорилось, что и положительные эмоции не обходятся без укороченного варианта того же гена. По словам Клаудии Хаасе, короткий 5-HTTLPR нельзя считать ни «весёлым», ни «печальным» – он лишь усиливает эмоциональный ответ на те или иные обстоятельства: если всё хорошо, он поможет человеку радоваться, если плохо – наоборот, ввергнет в депрессию . Что же до тех, кому достался длинный 5-HTTLPR, то они просто менее эмоционально всё воспринимают, и их переживания, будь то радостные или не очень, лишённые генетического «усилителя», остаются достаточно умеренными. Неизвестно, что  лучше; но, по крайней мере, если вас одолела депрессия, стоит подумать о том, что на самом деле всё, возможно, не так уж и плохо, просто вам не повезло с геном, управляющим серотонином.

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее