Современную Европу породили миграции, а не идеи
Экономические и социальные изменения, которые происходили в бронзовом веке и заложили фундамент современной этнической истории Европы, были результатом массовых миграций людей.
Об этом говорится в новом масштабном генетическом исследовании, опубликованном в журнале Nature. Группа учёных из разных стран основывает свои выводы на анализе ДНК, извлечённых из останков 101 человека, которые жили в эпоху бронзы (между 5 и 3 тысячами лет назад).
«Культурные изменения происходят из-за перемещения людей, а не только из-за распространения идей», – говорит профессор Эске Виллерслев (Eske Willerslev) из Музея естественной истории Дании, участвовавший в исследовании.
Оказалось, что с генетической точки зрения, древние европейцы, жившие в эпоху после окончания миграций бронзового века, намного ближе к современным европейцам, чем люди, жившие до этих миграций.
Новое исследование показывает, что «переписывание генетической карты» началось примерно пять тысяч лет назад, когда из южнорусских степей носители ямной культуры мигрировали в Северную и Центральную Европу, а также, в меньшей степени, в Западную Сибирь.
В Северной Европе «ямники» смешались с носителями культуры шнуровой керамики. Генетически последние близки к современным европейцам, живущим к северу от Альп. Позже, примерно 4 тысячи лет назад, синташитская культура, распространенная в зоне северной степи Южного Зауралья и Южного Урала, развивалась на Кавказе. Новое вооружение и колесницы этой культуры быстро распространились по всей Европе.
Область к востоку от Урала и далеко в Центральной Азии была колонизирована около 3,8 тысячи лет назад андроновской культурой, населявшей Казахстан, Западную Сибирь, западную часть Средней Азии и Южный Урал. Согласно исследованию, представители этой культуры были носителями европейской ДНК. В конце бронзового века и в начале железного века в Центральную Азию пришло новое население из Восточной Азии. Результатом этого стало «замещение генов» – европейские гены в этом регионе исчезают.
Новая работа также показала, что даже в конце позднего бронзового века переносимость лактозы была редкостью среди европейцев. То есть мало кто из них мог пить молоко. Ранее считалось, что переносимость лактозы стала нормой намного раньше – в неолите, когда сельское хозяйство появляется на Ближнем Востоке и на Балканах. Не исключено, что переносимость лактозы «принесли» в Европу скотоводы «ямники». Напомним, что ранее исследователи пришли к похожим выводам на материалах из раскопок памятников, расположенных на равнине Альфёльд (Венгрия).
«Мы с коллегами проделали гигантскую работу, в которой каждый выполнял свою роль: лично я занимался анализом материалов из Каповой пещеры [...] Наше исследование – это первая ласточка, результаты будут расти и расширяться. Впервые мы работали с такой широкой выборкой палеоантропологического материала. Мы смогли проследить расселение определенных народов, распространение индоевропейской языковой семьи», – говорит участник исследования, кандидат исторических наук, доцент кафедры археологии МГУ Владислав Житенев.
Как сообщала ранее «Наука и жизнь», в феврале 2015 года вышло сразу два исследования – генетиков и лингвистов, – которые подтверждают одну из основных гипотез о прародине индоевропейцев – степную (другое название – курганная). Сторонники этой гипотезы считают, что на праиндоевропейском языке говорили носители ямной культуры – скотоводы, жившие в степях на северном берегу Чёрного моря и в Поволжье около шести тысяч лет назад. Сторонники «конкурирующей» гипотезы – анатолийской – полагают, что прародина индоевропейцев находилась в Анатолии (территория современной Турции), а её носителями были люди, занимавшиеся сельским хозяйством около восьми тысяч лет назад.
«Февральское» генетическое исследование показало, что носители культуры шнуровой керамики являются на три четверти потомками «ямников». По мнению исследователей, такие результаты говорят о массовой миграции из Причерноморских степей в Центральную Европу около четырёх с половиной тысяч лет назад. Именно они могли распространить раннюю форму индоевропейского языка. Таким образом, «февральская» работа впервые генетически связала две отдалённые культуры. Авторы статьи считают, что обе они оставлены индоевропейцами.
Культура шнуровой керамики вскоре распространилась по всей Северной и Центральной Европе, вплоть до современной Скандинавии. Поэтому «степная родословная» есть у большинства современных европейцев. Они могут считать себя потомками людей ямной культуры и культуры шнуровой керамики.
Авторы второй статьи, вышедшей в конце февраля в журнале Language, использовали лингвистические данные, чтобы определить время возникновения праиндоевропейского языка. В результате новых подсчётов оказалось, что возраст праиндоверопейского языка – около шести тысяч лет. Такой вывод соответствует курганной гипотезе, а не анатолийской (миграция из Ближнего Востока произошла раньше – около восьми тысяч лет назад).
По материалам Archaeology.org, Natural History Museum of Denmark и пресс-службы Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.