№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Гладиаторы в картинках

Граффити из древнего города Афродисиаса рассказывают о  чувствах болельщиков, живших полторы  тысячи лет назад.

Исследователи открыли и расшифровали сотни граффити – рисунков и слов, процарапанных в древнем городе Афродисиас. Рисунки горожан показывают, какой была жизнь более полутора тысяч лет назад.

Изображения гладиаторов из Афродисиаса. Фото: Angelos Chaniotis. Рисунок: Nicholas Quiring.

Граффити затрагивают многие аспекты городской жизни, в том числе, гладиаторские бои, гонки на колесницах и религиозное соперничество. Они датируются римским и византийским временем. «Сотни граффити, процарапанных или вырезанных на камне, сохранились в Афродисиасе. Это больше, чем в большинстве других городов Римского Востока (область, которая включала Грецию и часть Ближнего Востока)», – рассказал Ангелос Ханиотис (Angelos Chaniotis), профессор из Института перспективных исследований (Нью-Джерси, США) во время недавней лекции в Королевском музее Онтарио (Канада).

«Граффити – это плод моментов, часто – порождения ночи, процарапанные людьми весёлыми, возбуждёнными, взволнованными, возможно, пьяными. Вот почему их так сложно интерпретировать», – пояснил профессор. Однако именно поэтому граффити и очень ценны. «Они представляют собой записи голосов и чувств в камне», – полагает Ангелос Ханиотис.

Граффити часто носят «половой» характер. Так, один участок городской стены покрыт множеством рисунков мужских репродуктивных органов, различных размеров и форм. (Иногда кажется, что ничего не меняется, правда? – Прим. ред.).

Среди рисунков в Афродисиасе – множество изображений гладиаторов. Хотя город и был частью Римской империи, его жители говорили в основном на греческом. Граффити являются доказательством того, что грекоязычные горожане восприняли этот типично римский способ развлечения.

Одни из самых интересных граффити, изображающих гладиаторов, были найдены на городском стадионе, где проходили бои. Рисунки показывают бои между ретиарием (гладиатора с трезубцем и сетью) и секутором (с мечом и щитом). Одна сцена изображает ретиария-победителя, который держит трезубец над своей головой, указывая на раненого секутора. Рядом находится другая сцена: секутор преследует убегающего ретиария. Ещё одно граффито показывает бой между этими гладиаторами и судью. «Вероятно, зритель зарисовал сцены, которые увидел на арене», – отметил профессор.

Ещё один популярный в Афродисиасе сюжет граффити – «гонки» колесниц. Судя по рисункам, в городе было три колесничных «клуба». Любители таких состязаний часто вырезали граффити на территории южного городского рынка, частью которого был парк с бассейном и портиками. В числе надписей – хвастливые сообщения после победы «клуба» и стенания, после поражения. «Победа для красных», – гласит одна из надписей. «Плохие годы для зелёных», – говорится в других. «Фортуна на стороне синих», – отмечают «фанаты» другой команды.

Есть также граффити, показывающие религиозное многообразие жизни Афродисиаса. В городе были христианская и иудейская община, а также сторонники политеистических верований. Граффити было одним из способов выражения религиозных чувств. Так, на статуе чиновника, придерживающегося языческого мировоззрения, какой-то христианин процарапал аббревиатуру, которая означает: «Мария родила Иисуса». Тем самым горожанин как бы вступил в спор с чиновником.

Сторонники политеизма отвечали христианам тем же способом. «В ответ на христианский крест последователи старой религии вырезали свой символ, обоюдоострый топор», – рассказал Ангелос Ханиотис. Он добавил, что такой топор был символом Зевса Карийского и чеканился на монетах Афродисиаса.

Присутствие иудеев также заметно по граффити. Торговцы евреи переделали в магазины заброшенный храмовый комплекс Себастейон. Там, в частности, было обнаружено изображение меноры (семисвечника), возможно, одно из самых ранних в этом регионе.

Большинство граффити датируется периодом между 350 и 500 годами н.э. Их число уменьшилось примерно в то же время, когда Юстиниан стал императором Византии (527 г. н.э.). Во время своего правления он ограничил или запретил языческие и иудейские ритуалы. Афродисиас, который был назван в честь богини любви, переименовали в Стаурополис. Языческие и иудейские изображения, в том числе некоторые граффити, были уничтожены.

Но поскольку город был оставлен населением в VII в., многие рисунки сохранились. «Через граффити превратившиеся в камень голоса и чувства Афродисиаса доходят до нас, и они всё ещё имеют значение», – заключил Ангелос Ханиотис.

По материалам LiveScience

Автор: Егор Антонов


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее