Зачем кавалеры чёрных вдов разрушают паутину самок

Самец чёрной вдовы разрушает сети своей избранницы, чтобы на её запах не пришли женихи-конкуренты.

Самки чёрной вдовы сообщают самцам о своих матримониальных намерениях с помощью феромонов, которые наносят прямо на паутину. Уловив запах, доносящийся с ловчих сетей самки, кавалер узнает, готова ли самка к спариванию, а заодно насколько она молода или стара, были ли у неё контакты с другими самцами и насколько она голодна (не будем забывать, что у многих пауков самка не прочь закусить самцом).

Самка чёрной вдовы. (Фото Bill Beatty / Visuals Unlimited / Corbis.)
«Супружеская пара» чёрной вдовы. (Фото Heidi Eaton / Flickr.com.)

Среди самцов разыгрывается нешуточная конкуренция: за ночь к паутинному дому готовой к размножению чёрной вдовы может прийти несколько десятков претендентов. И тогда самцам уже приходится разбираться между собой. Это общая проблема для многих пауков (и не только пауков), и конкуренция друг с другом заставляет самцов выдумывать довольно нестандартные решения.

Например, есть виды (вроде азиатского Nephilengys malabarensis), у которых мужские особи после спаривания затыкают половые пути самки собственным отломившимся половым органом, причём после такой самокастрации паук-самец становится чрезвычайно агрессивным и остаётся защищать самку от чужих посягательств. (На всякий случай оговоримся, что выражение «самцы выдумывают» означает, что естественный отбор благоприятствует тем особям, у которых половой орган может служить «затычкой»; а выражение «отбор благоприятствует», в свою очередь, означает, что гены таких особей с большей вероятностью перейдут в следующее поколение: ведь защищая самку от спаривания с конкурентами, самец повышает вероятность того, что именно его половые клетки оплодотворят половые клетки самки.)

Самцы чёрной вдовы, как выяснили исследователи из Университета Саймона Фрейзера, нашли собственный простой и эффективный способ отвадить конкурентов от своей избранницы – они просто разрушают её сети, причём не просто разрушают, но ещё и укутывают паутину самки в собственную паутину. Такое поведение самцов зоологи наблюдали давно, и гипотеза, что таким образом они пресекают феромоновые сигналы, напрашивалась сама собой – оставалось только проверить её в эксперименте.

Самок сажали в специальные клетки, где они сплетали сети, после чего паучих удаляли, а пустые паутинные дома несли на природу, в места обитания чёрных вдов. Паутину либо оставляли нетронутой, либо разрушали с помощью самцов (которые, как было сказано, упаковывают самочью паутину в свою собственную), или просто вырезая из неё куски ножницами.

В статье в Animal Behaviour авторы пишут, что на неповреждённые сети самок в течение шести часов могло прийти в среднем более 10 самцов. На сети, обработанные самцами, конкурентов приходило в три раза меньше. А вот на паутине, из которой просто вырезали половину, появлялось почти столько же самцов, сколько и на неповреждённых домах паучих. Иными словами, простого уменьшения количества самочьей паутины недостаточно, нужно, чтобы над ней поработали пауки-самцы.

Объяснения тут могут быть следующие. Либо феромоны самки распределяются по её сетям неравномерно, и брачный претендент, придя в гости, удаляет и упаковывает самые пахучие куски. Либо самцы, заворачивая паутину в паутину, добавляют собственные феромоны, которые перебивают «женский» запах и отпугивают других самцов. Правда, никаких следов «мужских» феромонов в этих экспериментах найти не удалось, однако, чтобы окончательно убедиться в правильности того или иного объяснения, всё равно понадобятся дополнительные исследования.

Ну а как самка относится к разрушению собственных сетей? На самом деле, довольно спокойно. Такое поведение самца упрощает жизнь и ей тоже: паучихе достаточно одного спаривания, чтобы оплодотворить все яйца, и новые самцы, которые могут прийти на запах паутины, будут только надоедать своими домогательствами, вмешиваться в брачные ритуалы друг друга, и отвлекать самку от приготовлений к откладыванию яиц.

Как самец чёрной вдовы упаковывает паутину самки в собственный паутинный кокон, можно посмотреть здесь.

По материалам Phys.org.