Детская память срабатывает не сразу
Ребёнок может забыть о том, что он только что увидел – но вспоминает об этом чудесным образом спустя несколько дней.
У взрослых людей память со временем ухудшается: сегодняшние события мы через неделю будем помнить уже нетвёрдо, а через год вообще забудем. А вот у маленьких детей всё происходит наоборот – то, что случилось сегодня, они лучше всего помнят спустя несколько дней.
Владимир Слуцкий и его коллеги из Университета штата Огайо предложили 4- и 5-летним детям поиграть в игру, в которой нужно было понимать, как связаны между собой разные объекты. Например, ребёнку показывали на картинках пару каких-то вещей и спрашивали, кому эти вещи принадлежат, Микки Маусу или Винни Пуху. Дети быстро понимали, что от них требуется: если в начале игры доля правильных ответов составляла 60%, то к концу – уже 90%.
После первого раза игру сразу повторяли, но на сей раз те же самые предметы были уже в новых комбинациях, и ассоциации с ними должны были быть другими. Доля правильных ответов в начале и в конце игрового раунда росла точно так же, как и в первый раз, с 60% до 90%. Однако новые ассоциации вытесняли старые: если дети в тот же день играли ещё и в третий раз, и тут уже им возвращали те комбинации, что были в первую игру, то снова появлялись те же 60 и 90 процентов, как будто дети видели рисунки впервые.
С другой стороны, известно, что детям бывает непросто быстро понять какие-то сложные ассоциации, так что авторы работы рассудили, что спустя какое-то время, отдохнув, дети могли бы набрать в такой игре больше очков. Действительно, так и оказалось: если между вторым раундом и третьим (который, напомним, по картинкам был такой же, как первый) успевало пройти два дня, дети начинали с 85% правильных ответов, а заканчивали теми же 90%. Таким образом, психологи наблюдали последовательно два процесса: вытеснение одних «единиц информации» другими (ассоциации второго раунда игры вытесняли первые) и отложенное вспоминание, когда информация воскресает в памяти спустя несколько дней. Статья с результатами экспериментов в скором времени появится в журнале Psychological Science.
Так что если вдруг вам кажется, что ребёнок пропустил мимо ушей какие-то ценные указания, что вы ему дали, это не обязательно так: просто новые впечатления временно заставили его забыть сказанное. Но спустя пару дней окажется, что он (или она) совсем ничего не забыли. Очевидно, такую особенность детской памяти хорошо бы иметь в виду воспитателям, педагогам и просто родителям, и не наказывать детей почём зря за мнимую невнимательность.
Как такая отложенная память реализуется на нейробиологическом уровне, покажут дальнейшие исследования. Однако тут нельзя не вспомнить известную теорию, согласно которой сон помогает мозгу превращать кратковременную память в долговременную. Возможно, что двухдневный перерыв даёт детской психике именно такое количество сна, которого становится достаточно, чтобы новая информация, новые ассоциации, новые правила поведения окончательно закрепились в памяти ребёнка.