№01 январь 2025

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Наездники считают чужие яйца

Попробовав кровь личинки с помощью яйцеклада, наездники могут определить, можно ли в неё откладывать яйца или же её кто-то уже занял.

Паразитические наездники, которые похожи на ос, но не осы, откладывают свои яйца в личинок жуков, гусениц, других насекомых, и не только в насекомых, но и в других членистоногих – в пауков, например. Личинка наездника, появившись на свет, питается своим хозяином и, в конце концов, превращается во взрослое насекомое; хозяин же к тому времени, скорее всего, погибает, в буквальном смысле съеденный заживо.

Наездник из семейства проктотрупид, длина тела – 3 мм. (Фото Brian Valentine / Flickr.com.)
Наездник, орудующий яйцекладом. (Фото Michel Rauch / Corbis.)
Наездник Leptopilina heterotoma. (Фото Hans Smid / Wageningen University.)

Многие наездники откладывают только одно яйцо в хозяина, просто потому, что больше одной-единственной личинки в выбранной жертве не прокормится. То есть если в хозяине окажется два и больше яиц, то личинки погибнут недоразвитыми. Отсюда следует, что у наездников должен быть какой-то инструмент, позволяющий им определять, заражена ли встретившаяся им личинка или же свободна.

Этот вопрос интересовал энтомологов давно, и ещё в 70-е годы прошлого века на самом верху яйцеклада наездника Leptopilina heterotoma нашли характерные структуры, напоминающие целоконические сенсиллы, которые обычно выполняют обонятельную функцию. Именно с их помощью, как оказалось, наездники оценивают заражённость потенциальной жертвы. Исследователи из Вагенингенского университета обрабатывали эти чувствительные органы кровью личинок дрозофилы: в одном случае личинка была ничем не заражена, в другом в ней уже был паразит, а в третьем случае личинку заразили дважды.

В статье в PLoS ONE авторы пишут, что нейронные сигналы, которые шли от сенсилл в мозг, во всех трёх случаях отличались. То есть наездник по вкусу крови жертвы мог определить, свежая она или же, так сказать, уже бывшая в употреблении. Нейроны сенсиллы по-разному кодировали передаваемую информацию в зависимости от того, в каком состоянии была личинка – то есть, образно говоря, наездник мог «посчитать», сколько раз его тут опередили. Скорее всего, L. heterotoma здесь не исключение, и у других наездников тоже есть такие же или похожие сенсоры, позволяющие оценивать «свежесть» жертвы.

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее