№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Человеческая рука создана для драки

Сжатая в кулак кисть руки лучше всего защищена от переломов.

У нашей руки по сравнению с обезьяньей все пальцы, кроме большого, укоротились вместе с ладонью, большой же палец, наоборот, стал более длинным и гибким. Считается, что такие изменения в анатомии произошли оттого, что наши предки, слезши с дерева и встав на ноги, получили возможность использовать руки для сложных манипуляций, для создания орудий труда и т. д.

В кулаке кости кисти лучше всего защищены от повреждений при ударе. (Фото Michael Haegele / Corbis.)
Удар руки со сжатым кулаком, с полусжатыми пальцами и с открытой ладонью. (Фото David Carrier / University of Utah.)
Реконструкция головы австралопитека. (Фото Science Picture Co. / Corbis.)
Рука шимпанзе. (Фото DLILLC / Corbis.)

Однако есть и другая точка зрения: три года назад мы писали об исследованиях Дэвида Кэрриэра (David R. Carrier) и его коллег Университета Юты, обративших внимание на то, что человеческая рука прекрасно сжимается в кулак, чего не может сделать ни одна обезьяна, кроме гориллы (хотя у них кулак всё равно получается слабый). Эксперименты показали, что при одной и той же прилагаемой силе повреждения будут сильнее, если бить не открытой рукой, а кулаком, причём пальцы в кулаке лучше защищены от травмы, чем при каком-либо другом ударе. В итоге родилась гипотеза, согласно которой эволюционные преобразования человеческой руки совершались из необходимости всё время драться; и лишь потом оказалось, что такую руку можно использовать для мирного труда.

Работа вызвала волну критики, однако исследователей это не остановило, и в новой статье, опубликованной в Journal of Experimental Biology, описана серия новых экспериментов, подтверждающих «оружейное» предназначение человеческих рук. Экспериментов, надо сказать, жутковатых: в них использовали руки мертвецов. Чтобы держать ладони открытыми или сжатыми в кулак, к связкам привязывали леску, другой конец которой натягивался на что-то вроде гитарных или скрипичных колков. На кости пясти прикрепляли специальные датчики, позволявшие оценивать нагрузку, приходящуюся на ладонь (потому и брали руки мёртвых – на живых людях проделать такую операцию не представлялось возможным).

Пястные кости в драках ломаются чаще остальных костей руки, и цель опыта была в том, чтобы напрямую оценить напряжение, возникающее в ладони при разных ударах. Рукой с разжатыми, полусжатыми и сжатыми в кулак пальцами били по мишени, в которой также были специальные датчики, оценивавшие силу удара. Результаты: удар кулаком для костей на 55% безопаснее, чем удар полусжатыми пальцами, и вдвое безопаснее, чем удар открытой ладонью. (В предыдущей работе, о которой мы говорили в начале, тоже шла речь о безопасности, но там речь шла о пальцах, и эксперименты ставили с живыми людьми.) То есть в кулаке кости кисти действительно лучше защищены от повреждений, если приходится драться.

Нельзя сказать, что скептиков новые данные в чём-то убедили. Некоторые из них полагают, что выводы тут сделаны произвольно, и что нагрузка, которая приходится на кости при выполнении той или работы, не даёт оснований для таких масштабных эволюционных выводов. Кроме того, нагрузка часто бывает разной даже в пределах одной и той же кости. Человеческая рука – слишком сложный инструмент, чтобы её развитие можно было вывести только из какого-то одного фактора (в данном случае – из необходимости драться).

Есть и другие возражения, например, что рука всё-таки слишком хрупка, чтобы быть оружием, и в драке разумнее было бы использовать камни или палки, и, если предки людей действительно только и делали, что дрались, то это сказалось бы и в анатомии лица – лицевые кости должны были становиться более прочными, более массивными. На это Дэвид Кэрриэр отвечает, что лицевые кости в драках повреждаются заметно чаще, чем кости рук, так что, несмотря на кажущуюся ненадёжность, рука вполне может служить оружием.

Что до эволюции лица, то у австралопитеков, к примеру, его строение вполне согласуется с необходимостью противостоять ударам (скажем, и нос австралопитеков был достаточно широкий, не выступающий над лицом, что можно расценить как адаптацию к «боевой» повседневности). По мере же становления современного человека сила удара ослабла, с развитием социальных отношений появились новые способы решать конфликты, соответственно, изменилось и лицо. Ранее та же группа исследователей выдвигала аналогичную гипотезу относительно прямохождения: по их мнению, человек встал на ноги, чтобы было удобнее драться.

Здесь можно вспомнить ещё одну недавнюю работу, появившуюся в июле в Nature Communications, в которой утверждалось, что, во-первых, человеческий тип руки сформировался в эволюции раньше руки человекообразных обезьян, а во-вторых, выдвигается предположение, что такое строение ладони пальцев было нужно не столько для работы с инструментами, сколько для манипуляций с едой. В любом случае, как бы наши предки ни использовали изначально свои руки, для сложных и тонких манипуляций с предметами они оказались приспособлены вполне неплохо.

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее