В жару не до любви

Если судить по уровню рождаемости, то в особо жаркие годы людей не слишком тянет друг к другу.

К многочисленным неприятностям, которые ожидают нас в связи с глобальным потеплением, похоже, можно добавить ещё и падение рождаемости – исследователи из американского Национального бюро экономических исследований (NBER) обнаружили, что если за последние 80 лет в какой-то сезон температура на территории США поднималась выше 26,7°С, то спустя 10 месяцев новорождённых оказывалось меньше обычного. В целом, как пишет Bloomberg.com со ссылкой на рабочий доклад экономистов из NBER, падение рождаемости каждый раз составляло в среднем 0,4% от предыдущего уровня. И, что особенно важно, последующий отскок был неполным: прирост составлял лишь 32% от снижения. Авторы исследования также отмечают, что негативный эффект от жары отчасти сглаживается с 70-х годов прошлого века, то есть с того времени, когда началось широкое распространение систем кондиционирования воздуха.

(Фото Tim Pannell / Corbis.)

Если из-за глобального потепления общеземная температура продолжит расти, то, с учётом новых данных, легко представить, какие демографические и, следовательно, экономические последствия нас всех ждут. Экологам остаётся только с удовлетворением отметить, что это более весомый аргумент в пользу каких-то активных политических действий, нежели «уменьшение биоразнообразия на планете»: связь биоразнообразия с экологическим благополучием человека вполне себе существует, но довести её до сознания «широкой общественности» весьма непросто.

Конечно, здесь было бы любопытно узнать, что за конкретный поведенческий и/или физиологический механизм связывает одно с другим. Кто-то скажет, что в жару не слишком тянет на любовные утехи, однако всё дело может быть в каких-то особенностях именно процесса оплодотворения, слияния сперматозоида с яйцеклеткой, и последующего внедрения зародыша в матку.

Впрочем, недавно в Behavioral Ecology вышла статья, которая говорит как раз в пользу первого объяснения. Зоологи из Эксетерского университета решили узнать, почему некоторые самки мух дрозофил спариваются со множеством самцов, другим же хватает и одного. С одной стороны, тут есть генетическая предрасположенность к тому или иному сексуальному поведению, с другой – не может ли окружающая среда вносить свой вклад?

Оказалось, может: при похолодании большинство самок стремились спариваться с большим числом самцов, при потеплении же они переходили к моногамии. (Некоторые, впрочем, оставались поли- или моногамными, независимо от окружающей температуры.) Похожие вариации в сексуальном поведении можно найти у ряда рыб, птиц и рептилий, и, возможно, у них это тоже отчасти определяется текущими условиями среды.

Напрямую сравнивать две работы было бы некорректно: в одном случае у нас эксперименты в строго контролируемых условиях, в другом – статистическая корреляция, которая может зависеть, кстати говоря, и от других факторов помимо температуры; да и про разницу между дрозофилой и человеком не будем забывать. Но, тем не менее, нам всем тут определённо есть над чем задуматься.