Что такое честно?
Культурный контекст, в котором растут дети, влияет на их понимание того, что честно, а что – нет.
Считается, что понятия «честно/не честно» появляются у людей очень рано, едва ли не самого рождения – так, несколько лет назад в Psychological Science была опубликована статья, авторы которой утверждали, что уже годовалые дети отличают честную игру от нечестной. Более того, считается, что даже у шимпанзе есть понимание того, что справедливо, а что нет, хотя практические соображения обычно склоняют обезьян не к тому, что честно, а к тому, что выгодно. Так или иначе, мало кто будет спорить с тем, что представления о честности присуще всем людям – но также кажется несомненным, что эти представления могут сильно зависеть от культурного контекста.
Психологи из Гарвардского и Бостонского университетов вместе с коллегами из ещё нескольких научных центров США, Канады и Сенегала попытались выяснить, как происходит «пробуждение честности» у детей в разных культурах. Строго определить, что такое честно, а что – нечестно, довольно непросто, однако можно создать ситуацию, в которой легко смоделировать тот или иной исход, не мучаясь точными определениями. Например, можно взять какое-то угощение и разделить его поровну или не поровну, а участникам эксперимента предоставить выбор, принимают ли они такой делёж или нет.
В исследовании участвовало более 1 700 детей из США, Канады, Уганды, Перу, Сенегала, Индии и Мексики, которых парами сажали за специальный стол, предлагая угощение, например, конфеты, но только в одном случае каждый получал по одной конфете, а в другом кто-то получал одну, а кто-то – четыре. У одного из детей был выбор: принять такое распределение конфет и дёрнуть за зелёный рычаг на столе – тогда конфеты скатывались к нему и его напарнику – или же отвергнуть предложенный делёж и дёрнуть за красный рычаг – тогда никто не получал ничего, конфет никому не доставалось. Причём, что важно, никаких предварительных условий не было, конфеты выдавались не за успехи, не в качестве награды за что-то, а просто так.
Понятно, что здесь возможны три варианта: каждый получает одинаковое угощение; либо тот, кто дёргает за рычаги, получает больше другого; либо же он получает меньше. Если ребёнок отвергал неравномерное распределение конфет, то, значит, он отличал, что такое честно и что такое нечестно, но при этом был нюанс, как у него соотносится личная выгода с представлением о честности (как раз тот случай, когда напарник должен был получить меньше конфет, чем «держатель рычагов»).
Детям, участвовавшим в эксперименте, было от 4 до 15 лет, и все они, независимо от того, в какой стране жили, понимали несправедливое распределение, когда оно касалось их самих. Однако, как пишут авторы работы в Nature, только угандийцы, канадцы и американцы отказывались от несправедливого, но выгодного личного для них распределения угощения. То есть дети из США, Уганды и Канады дёргали за красный рычаг отказа не только тогда, когда им должна была достаться одна конфета, а другому – четыре, но и в обратной ситуации, когда им должно было достаться четыре, а другому – одна. Правда, как подчёркивают исследователи, «абсолютная честность» пробуждалась в детях позже эгоистической, то есть самые маленькие угандийцы, американцы и канадцы понимали только ту нечестность, которая направлена против них, и лишь с возрастом они осознавали, что несправедливость остаётся несправедливостью и тогда, когда она направлена против другого человека. (И потому из полученных данных вовсе не следует, что прочим нациям не свойственно представление об абсолютной честности – возможно, оно просыпается у них позже, после 15 лет.)
Сами исследователи говорят, что полученные результаты есть задел для будущих работ на ту же тему, которые необходимо проделать, чтобы ответить на возникающие здесь многочисленные вопросы: например, как обстоят дела с другими народами, и как культурный контекст может ускорять или замедлять формирование разных, если можно так сказать, аспектов честности. Однако уже сейчас, на этом этапе, можно воочию убедиться, сколь сильно культурные особенности могут влиять на какие-то правила поведения, которые мы называем присущими всем людям едва ли не от рождения.