Окрестности театра оказались деловым центром римской столицы Кипра
Точная 3D-модель «театрального» района Нового Пафоса позволила понять планировку города.
Новый Пафос (Неа-Пафос) – это древний город на юго-западе Кипра. Согласно письменной традиции, его основал участник Троянской войны, вождь аркадцев Агапенор. В IV в. до н.э. город попадает под власть Птолемеевского Египта. С этого времени начинается расцвет Неа-Пафоса, он превращается в столицу Кипра. Под власть римлян город переходит в 58 г. до н.э. Он остаётся административным центром острова и переживает второй расцвет. Именно к этому времени относится большинство открытых археологами построек.
Один из самых интересных районов римского Нового Пафоса – это окрестности театра. Более 20 лет их изучают археологи из Университета Сиднея (Австралия) и Департамента древностей Кипра. Некоторый итог своей работы исследователи подвели в сентябре 2015 года. Этим итогом стала 3D-модель раскопанных сооружений.
3D-модель создали с помощью методики фотограмметрии. Последняя позволяет составлять планы и модели раскопов, используя серии фотографии, снятые с разных углов. Специальное программное обеспечение может определить одинаковые точки на разных снимках и, анализируя искажения, установить угол съёмки, расстояние до фотоаппарата и, как следствие, – расстояние между объектами. Чем больше фотоснимков и чем лучше их качество, тем точнее получается план или модель. Для создания 3D-модели «театрального» района Неа-Пафоса австралийцы использовали более двух тысяч снимков в высоком разрешении, благодаря чему точность измерений составила +/- 10 мм.
Окрестности театра были деловым центром города. Сам театр построили во второй половине III в. до н.э., существовал он около 600 лет, пока не был разрушен в 365 году. Сооружение много раз перестраивали, приводя его в соответствие со вкусами своего времени. Во время правления династии Антонинов (96–192 гг. н.э.) театр достиг максимальной площади и мог вместить около 8,5 тысячи зрителей.
В последнее время археологи сосредоточились на исследовании двух участков в окрестностях театра: нимфея (фонтана) римского времени и мощёных римских дорог. «Сейчас мы работаем над тем, чтобы “поместить” театр в контекст древнего города», – говорит руководитель раскопок, доктор Крейг Баркер (Craig Barker).
Используя данные GPS, археологи смогли определить направление главных городских улиц. Для этого они взяли отметки всех фрагментов гранитных колонн, найденных на поверхности памятника. Таких фрагментов обнаружили около 160. Гранит для Неа-Пафоса привозили из Троады (полуостров на северо-западе Малой Азии, территория современной Турции). Из него делали колонны весом в несколько тонн. Их устанавливали вдоль главных дорог. Археологи открыли четыре таких колонны in situ (археологический термин, переводится с латыни как «на месте», то есть там, где предмет находился первоначально). Высота сохранившихся колонн превышает семь метров.
Карта, на которой отметили все находки частей колонн, показала, что в Новом Пафосе было две главных дороги с колоннадами. Одна проходила с севера на юг – от древней гавани к театру. Вторая шла с востока на запад и проходила позади театра. Участок последней улицы был открыт австралийскими археологами. Её ширина достигала 8,40 м. По всей видимости, окрестности театра были в римское время центром деловой активности населения.
Археологи рассчитывают, что 3D-модель раскопок в Неа-Пафосе позволит им не только лучше понять планировку, но и выбрать наиболее перспективные места для будущих раскопок.
По материалам The University of Sydney