Тревожность помогает предугадывать неприятности
Интуитивное чувство опасности может появляться из-за того, что мы бессознательно отреагировали на угрозу со стороны другого человека.
Хотя считается, что наши тревоги большей частью ничем не оправданы, всё же бывает, что беспокойство имеет под собой реальную основу, и чаще всего неприятности, которые мы предчувствуем каким-то «шестым чувством», происходят в общении с другими людьми. Например, находясь в компании, нам кажется, что ситуация идёт к скандалу – и действительно, нам удаётся исчезнуть буквально за миг до неприятной сцены.
Подобные предсказания случаются, конечно, не на пустом месте: даже если все разговаривают друг с другом вежливо и прилично, у кого-то из собеседников можно заметить гримасу, жест, которые не предвещают ничего хорошего. И, как оказалось, анализ подобных «социальных угроз» в мозге просчитывается по особому алгоритму – но не у всех людей, а у тех, у кого повышена общая тревожность. Об этом в своей статье в eLife пишут французские исследователи из Высшей нормальной школы. Они показывали нескольким добровольцам изображения других людей, чьи лица в некоторых случаях были изменены так, чтобы на них читался страх или злость; причём в некоторых случаях злое выражение лица повторялось буквально, но разным было направление взгляда.
Обычно, когда мы смотрим на чьё-то лицо, в нашем мозге включается область, которая относится к сенсорной сфере и которая специализируется именно на распознавании чужой внешности. В случае, если смотрящий был достаточно спокойным человеком, то и гневные лица, и обычные он «рассматривал» с помощью одной сенсорной зоны. Если же участник эксперимента сам по себе был не слишком спокойным, если у него, как мы сказали выше, была повышенная тревожность, то у него на злое выражение чужого лица реагировала, кроме сенсорной зоны, ещё и моторная, то есть та, которая отвечает за действие.
Реакция наступала скорее, если взгляд с фотографии был направлен прямо на смотрящего – в этом случае мозгу было достаточно 200 миллисекунд, чтобы осознать угрозу. Речь идёт именно о прямой угрозе, потому что на чужой страх (то есть на свидетельство о какой-то угрозе, которая напугала другого человека) такого быстрого ответа не было, и никакие дополнительные нейронные зоны не включались.
Авторы работы делают вывод, что именно добавочные нейронные ресурсы и непосредственный характер угрозы помогают нам так быстро (всего за 200 мс) понять, что нас ждут неприятности. Правда, тут ещё нужно быть самому внутренне неспокойным, но в некоторых случаях немного повышенная тревожность оказывается весьма кстати: несколько излишняя настороженность позволяет распознать опасность ещё до того, как она проявится.
По материалам MedicalXpress.