«Не в деньгах счастье»
Чтобы быть счастливыми, цените время больше, чем деньги.
Представьте, что одна и та же вещь, что вам нужна, продаётся в двух разных магазинах: в одном – подешевле, но он находится подальше, в другом – подороже, но магазин этот и находится поближе. Допустим, что за дорогу вы в том и в другом случае платите одинаково, и разница только во времени, что вы на неё потратите. В какой вы поедете?
Психологи из Университета Британской Колумбии решили выяснить, что люди ценят больше – время или деньги. В исследовании участвовали несколько тысяч человек, которые, как пишут авторы статьи в Social Psychological and Personality Science, поделились почти поровну, то есть где-то половина ценила деньги больше времени, а другая половина, наоборот, ценила время больше денег. Вопросы им предлагали самые разные: одни должны были выбрать между дешёвым и дорогим жильём, которое располагалось либо далеко от работы, либо близко, другие выбирали между разными образовательными программами, после которых можно было либо сразу устроиться на высокооплачиваемую работу с большой занятостью, либо же на менее высокооплачиваемую работу, но с большим количеством свободных часов, и т. д.
Результат оказался в некотором роде неожиданным – предполагалось, что из-за социокультурных установок не так много людей будут, что называется, откровенно любить деньги. Любопытно, что ни пол, ни уровень дохода на выбор между временем и деньгами почти не влияли (хотя сами исследователи отмечают, что они не обращались к людям, живущими у или за чертой бедности). Зато влиял возраст: люди помоложе деньги ценили больше, чем пожилые.
Но самое главное – те, кто больше ценили время, были более счастливы. Разумеется, они сами оценивали собственную счастливость, но, с другой стороны, нужны ли тут в принципе какие-то «объективные оценки уровня счастья»? Авторы работы объясняют это тем, что свободное время в большей степени, чем большие деньги, позволяет заниматься тем, что нравится. Или же, если вы и так любите свою работу, свободное время позволяет заниматься чем-то ещё, узнавая что-то новое, заводя новые знакомства и т. д.
Правда, здесь стоит особо подчеркнуть, что выводы, сделанные авторами работы, действительны для определённой группы людей. Выше мы говорили, что люди с крайне невысоким достатком в опросах не участвовали; очевидно, для того, чтобы распространить правило «не в деньгах счастье» на всех людей, нужны дополнительные исследования среди других социальных слоёв и других этносов.
По материалам Society for Personality and Social Psychology.