№01 январь 2025

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Откуда берётся мистический опыт

Ощущение «сверхъестественного» возникает при отключении мозговых тормозов.

Мистический опыт можно описать по-разному: кто-то чувствует присутствие неких высших сил, кому-то открывается высшее знание, у кого-то меняется восприятие и т. д. У кого-то «мистика» случается в больнице, в палате интенсивной терапии, кого-то странные видения посещают при погружении в медитативный транс. (Уточним, что мы говорим не о клинических расстройствах, вроде шизофрении – при мистическом опыте человек понимает, что с ним случилось нечто необъяснимое, выходящее за пределы разумения.)

Обращаясь к высшим силам, не забудьте снять свой мозг с тормозов. (Фото Emma Rian / Corbis.)
Кора мозга человека; дорсолатеральная префронтальная кора располагается в лобных долях, выделена ярко-зелёным. (Фото JACOPIN / BSIP / Corbis.)

Так или иначе, даже если сделать все возможные поправки на субъективность таких переживаний и на многозначность самого понятия «мистический», нечто общее в подобных случаях есть – а это значит, что здесь существует какая-то общая физиология. То есть такие странные переживания, скорее всего, сопровождаются сходными реакциями в мозге.

Нейробиологические гипотезы, объясняющие мистический опыт, обычно делятся на две части: одни говорят, что в мозге существует некий генератор трансцендентного  – особая зона, которая, активируясь, дарит нам некие странные переживания, другие же утверждают, что всё дело не столько в конкретной зоне, сколько в том, что в мозге не слишком хорошо работает система торможения.

Здесь следует напомнить, что работа нервной системы в целом выглядит как чередование волн возбуждения и торможения. Для того, чтобы согнуть руку, нужно возбудить группу мышц-сгибателей и затормозить группу мышц-разгибателей, а для того, чтобы отрегулировать мышечную силу, нужно вовремя погасить возбуждение в тех нейронах, которые побуждают мышцу сокращаться. То же самое происходит и в эмоциях, и в мышлении. Для того, чтобы унять нейрон, генерирующий возбуждающий сигнал, должен включиться другой нейрон – ингибиторный, или нейрон торможения, который, активировавшись сам, подавит активность возбудительного нейрона.

Иными словами, торможение – не просто «отключение мозга», как может показаться. При торможении мозг работает, как и работал, просто теперь в нём активируются другие нервные пути. И, если эти самые пути вдруг сломаются, если их активность упадёт, то нервной системе грозит перевозбуждение, что может проявляться и в неправильной работе мышц, и в эмоциональной нестабильности, и вообще в поведении.

Вернёмся к гипотезам, объясняющим мистический опыт. Джордан Графман (Jordan Grafman) из Северо-Западного университета вместе с коллегами из других научно-медицинских центров США и Новой Зеландии проанализировал состояние мозга у почти полутора сотен ветеранов Вьетнамской войны. Все они проходили психологические тесты до того, как их отправляли в места боевых действий, и после возвращения оттуда.

Некоторые из солдат получили травмы мозга, и многие из них вдруг стали видеть членов своей семьи, которых на самом деле не было рядом, а то и слышать слова, исходящие, как они говорили, от некоего высшего существа. Мистический опыт оценивали по специальной шкале (оказывается, есть и такая). Результаты психологических тестов подкреплялись результатами компьютерной томографии мозга.

В статье в Neuropsychologia авторы пишут, что самые сильные трансцендентные переживания случались у тех, у кого были повреждены лобные и височные доли мозга, причём особенно это касалось дорсолатеральной префронтальной коры – если травма затрагивала её, то в большинстве случаев можно было ожидать мистических откровений.

Дорсолатеральная префронтальная кора генерирует тормозящие импульсы, о которых шла речь выше; то есть, с определённой долей уверенности можно утверждать, что именно отказ «тормозных систем» мозга отрывает нам «двери восприятия». Лобные доли отвечают за массу всего, от мышечного контроля до памяти и речи, так что они вполне могут создать нечто сложное и мистическое – конечно, если им не мешать.

По мнению нейробиологов, «тормозные колодки» (то есть дорсолатеральная префронтальная кора) помогают выстроить сложное объяснение наблюдаемым феноменам, причины которых неочевидны и которые проще всего списать на вмешательство сверхъестественных сил.

В пользу нового исследования говорит сравнительно большое число участников, а также то, что у них анализировали психологическое состояние как до, так и после травмы. Но ведь мистические явления начинаются не только из-за сотрясения мозга?

Здесь можно вспомнить статью 2012 года нейрофизиологов из британского Имперского лондонского колледжа, которые изучали влияние псилоцибина на психику: оказалось, что он не стимулирует, а, наоборот, угнетает нервные пути – в частности, те, что отвечают за дозирование и координацию информационных потоков. Конечно, у некоторых людей встреча с непостижимым случается вообще без каких-либо усилий с их стороны – что ж, в таких случаях, вероятно, всё упирается в генетические особенности, из-за которых тормозящие нейроны работают не в полную силу.

Заметим, что исследователи не оценивают, насколько истинны открывающиеся перед мистическими визионерами картины мироздания – речь идёт лишь о том, чтобы описать некий феномен, описать его нейробиологический механизм. При желании всё можно объяснить сверхъестественной силой, которая отключает нейронные тормоза своему избраннику – как известно, плюс любой веры в том, что с её помощью можно объяснить что угодно и как угодно.

По материалам LiveScience.

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее