Сверхновая или самозванка?

Американские астрономы обнаружили в соседней галактике редкий вид двойной звездной системы, породившей сверхновую-самозванку.

Знаете ли вы, что самозванцы встречаются не только среди людей? Оказывается, во Вселенной встречаются сверхновые звезды – самозванки или, как их еще называют, псевдосверхновые. Об одной из них сообщили американские астрономы в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Изображение, полученное с помощью космического телескопа Хаббл. Псевдосверхновая SN 2010da обведена зеленым кружком, а место рентгеновского излучения указано белым крестом (фото Breanna Binder/NASA/Royal Astronomical Society).
Спиральная галактика NGC 300, где находится необычная двойная звездная система. Расстояние от Земли до нее более 6 миллионов световых лет.(Фото NASA / JPL-Caltech / OCIW)
Рентгеновская космическая обсерватория «Чандра», запущенная НАСА в 1999 году (https://ru.wikipedia.org).

Под сверхновой звездой понимают похожий на взрыв этап развития некоторых звезд. При этом выделяется огромное количество энергии, звезда расширяется, во много раз увеличивает свою яркость. Затем она теряет значительную часть своего вещества и превращается в нейтронную звезду или черную дыру. Именно благодаря выбросу вещества в результате таких вспышек в окружающее пространство попадают химические элементы, образовавшиеся в результате термоядерного синтеза внутри звезды. Потом из этих элементов формируются планеты, например, подобные Земле, поэтому изучение сверхновых важно для понимания эволюции звезд и звездных систем.

Но иногда астрономы наблюдают вспышки, которые очень похожи на сверхновые, но на самом деле имеют совсем другую природу.

История нашей героини началась в мае 2010 года, когда астроном-любитель из ЮАР обнаружил в галактике NGC 300 сверхновую звезду, получившую обозначение  SN 2010da. Как правило, сверхновая светит очень короткое время, и через несколько недель с Земли она уже не видна. Однако в данном случае это было не так, и астрономы пришли к выводу, что перед ними псевдосверхновая. Но история получила неожиданное продолжение.

Через четыре месяца астрономы решили исследовать эту звезду  с помощью рентгеновской космической обсерватории «Чандра» и обнаружили, что из области, где она находится, идет сильный поток рентгеновского излучения. Это не соответствовало общепринятым представлениям о том, что большинство псевдосверхновых связано с системами из двух массивных звезд, взаимодействие которых и порождает вспышку. Рентгеновское излучение из таких систем идти не должно.

В 2014 году астрономы провели новые исследования с использованием не только «Чандра», но космического телескопа Хаббл. Система действительно оказалась двойной, но компаньоном массивной звезды была нейтронная звезда, которая и обеспечивала наблюдаемое рентгеновское излучение. Самое интересное здесь в том, что вспышка сверхновой, которая привела к образованию этой нейтронной звезды, по какой-то причине не выбросила вторую звезду из системы. Так и образовалась столь редкая для вселенной пара из обычной и нейтронной звезды. Вспышка же псевдосверхновой связана с перетеканием вещества от обычной звезды на нейтронную. Это означает, что перед нами одна из разновидностей так называемых новых звезд.

Изучая эту необычную систему, астрофизики рассчитывают получить новую информацию об эволюции звезд.

По материалам Вашингтонского университета