На юге Франции открыли древнеримскую таверну
Одну из самых древних харчевен западного Средиземноморья нашли при раскопках портовой Латтары.
На юге Франции, при раскопках древнего портового города Латтара археологи открыли здание, которое, скорее всего, было римской таверной. Находка описана в статье в Antiquity, в которой авторы работы сообщают, что харчевню построили в I в. до н.э. – то есть, получается, это одна из самых древних «точек общепита» в западном Средиземноморье.
Здание стояло на перекрёстке главных улиц древнего города. Когда археологи только наткнулись на него, они подумали, что перед ними пекарня: в одной из комнат находились три небольших мельницы, а также три печи. Их было явно много для нужд одного хозяйства.
Однако потом в строении нашли ещё одно помещение, находившееся через двор от предполагаемой кухни. Здесь были глиняные основания лавок, которые тянулись вдоль стен. По мнению археологов, такое внутреннее устройство вместе с отсутствием прилавка говорит о том, что здание служило не пекарней, а таверной, и второе помещение предназначалось как раз для посетителей.
Меню таверны было довольно большим. Так, при раскопках кухни нашли кости рыбы, а во дворе – кости крупного рогатого скота и овец. Картину дополняет множество фрагментов чаш и кубков, сделанных в Италии, а также черепки от тарелок и мисок. Интересно, что обломков сосудов для питья намного больше, чем других черепков – посетители таверны, очевидно, больше интересовались выпивкой, чем едой.
Новая находка важна не только сама по себе, но и как признак перемен, связанных с появлением в городе римлян, считает Бенджамин Лулей (Benjamin Luley), один из авторов статьи, археолог из колледжа Геттисберга (США, Пенсильвания). Латтара была основана во второй половине VI в. до н.э., и была завоёвана Римом только во II в. до н.э. До прихода римлян местные жители в основном занимались сельским хозяйством и сами могли обеспечить себя едой. Римское завоевание изменило экономику и образ жизни города. Появились новые профессии, не связанные с сельским хозяйствам напрямую, и тем, кто их осваивал, надо было где-то есть. «Если вы не добываете свой хлеб сами, где вы собираетесь есть? У практичных по натуре римлян был и практичный ответ: в таверне», – говорит археолог.
Стивен Дайсон (Stephen Dyson) из Университета штата Нью-Йорк в Буффало, не участвовавший в раскопках в Латтаре, согласен с тем, что здание, скорее всего, было таверной. По его словам, кельты Западной Европы были известными любителями вина, а фрагменты керамики показывают, что они импортировали не только вино, но и чаши для питья.
Однако историк из Лидского университета (Великобритания) Пенни Гудман (Penny Goodman) сомневается в выводах коллег. Она подчёркивает, что при раскопках здания не было найдено ни одной монеты. Так что древняя «столовая» вполне могла быть частной, принадлежащей какому-то богатому дому. Пенни Гудман также обращает внимание на то, что в Латтаре ещё до римского завоевания было достаточно торговцев и ремесленников, и появление таверны, если это она, не обязательно связано с экономическими и социальными переменами, которые принесли римляне.
Но ремесленники ремесленниками, а до римлян в Латтаре всё-таки не было больших мастерских, которые требовали бы работы множества людей, и, по мнению Бенджамина Лулея, если монет нет, это не значит, что никто не платил за еду: люди просто бережно относились к деньгам и старались их не терять.
По материалам USA Today.