Любовные путы, или Зачем пауки связывают своих самок

В ходе брачного ритуала самцы пауков-пизаурид для собственной безопасности связывают самкам ноги.

Нет нужды рассказывать о том, с какими, мягко говоря, сложностями в личной жизни сталкиваются самцы пауков – мы все хорошо знаем, как паучихи едят своих женихов сразу после спаривания, а то и до него, если кавалер пришёлся не ко двору. Считается, что самец при этом исполняет как бы двойной долг, супружеский и отцовский: он не только оплодотворяет яйца, но и даёт – в виде самого себя – питательные вещества, необходимые для того, чтобы запустить развитие зародышей.

Самка Pisaurina mira с паутинным коконом в челюстях. (Фото Jenn Forman Orth / Flickr.com.)
Самец Pisaurina mira и связанная самка. (Фото Alissa Anderson / University of Nebraska-Lincoln.)

Однако, как было сказано, самки пауков могут съесть самца и до спаривания, и он вполне может оказаться сырьём для чужого потомства. С другой стороны, если бы пауку удалось уйти после всего целым и невредимым, он смог бы наведаться к другой самке, тем самым увеличив в следующем поколении число своих потомков. И вот, чтобы умерить агрессивность «дам сердца», самцы пускаются на разные хитрости.

У некоторых видов, например, распространён обычай брачного подарка, когда кавалер приносит с собой какую-нибудь запеленатую в паутину муху – с помощью угощения паук не только в буквальном смысле затыкает рот самке, но и демонстрирует свои охотничьи умения, а значит – отсутствие болезней и хорошую комбинацию генов. (У пауков Paratrechalea ornata особую роль играет ещё и упаковка подарка: те, кто его хорошо, тщательно запаковывает, чаще пользуются благосклонностью самок.) У других видов самцы практикуют что-то вроде эротического массажа – например, пауки-золотопряды в буквальном смысле танцуют на спине у самок, благо они во много раз крупнее своих кавалеров.

Но, может быть, самый очевидный способ справиться с самкой демонстрируют самцы Pisaurina mira – своих «дам» они просто связывают. Такое поведение у P. mira было известно давно, но теперь зоологи решили выяснить, действительно ли связывание ног у самок помогает самцам остаться в живых.

Исследователи из Университета Небраски-Линкольна подсаживали к самкам самцов, некоторые из которых не могли вить паутину – и оказалось, что тех, кто не был в состоянии обездвижить самку, чаще съедали. Более того, как пишут авторы работы в своей статье в Biology Letters, брачные манипуляции со связанной самкой были более успешны – очевидно, неподвижность «прекрасной половины» и относительная безопасность позволяли самцу довести оплодотворение до конца.

P. mira, как и все пауки этого семейства (называемые пауками-пизауридами), ловчих сетей не делают, бегая за добычей в траве или же сидя в засаде. Однако паутина им всё-таки нужна: самки делают из неё кокон для яиц, который потом носят с собой в челюстях, а самцам она нужна для того, о чём мы только что рассказали.

Хотя размер тела у паучих P. mira больше, чем у самцов, у мужских особей конечности всё-таки длиннее – естественный отбор, очевидно, даёт преимущество именно длинноногим самцам, так как им проще связывать самок. Среди пауков есть и другие виды, которые в ходе брачного ритуала набрасывают паутину на партнёршу, однако только P. mira (и, вероятно, другие пизауриды) используют паутинные нити для того, чтобы обездвижить свою, так сказать, «половинку».

Но есть в мире пауков и совершенно противоположный пример: у Dolomedes tenebrosus, которые, кстати говоря, тоже относятся к пизауридам, самцы после спаривания умирают сами, без каких-либо усилий со стороны самок. По мнению тех же исследователей из Университета Небраски-Линкольна, опубликовавших в 2013 году статью про D. tenebrosus, подготовка к спариванию для их самцов сопряжена с некими физиологическими и анатомическими изменениями, после которых выжить невозможно. Погибая после спаривания, самец, вероятно, побуждает самку съесть его, чтобы она не медлила с потомством и не ждала следующих кавалеров.

По материалам LiveScience