№10 октябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Для инфаркта миокарда нашли ещё один ген

Мутация в гене одного из клеточных рецепторов повышает вероятность острого проявления сердечной ишемии.

Когда у сердца возникают проблемы с кровоснабжением, развивается ишемическая болезнь, которая может закончиться инфарктом: клетки сердечной мышцы массово погибают от недостатка кислорода. А проблема с кровоснабжением возникает из-за атеросклероза сосудов, питающих сердце: на их внутренних стенках появляются так называемые атеросклеротические бляшки, закрывающие просвет сосудов и ухудшающие кровоток.

Атеросклерозные бляшки на внутренних стенках кровеносных сосудов ухудшают кровоснабжение сердца и других органов. (Иллюстрация Science Picture Company / Science Picture Co. / Corbis.)
Просвет аорты с атеросклерозными отложениями на внутренней стенке. (Фото Clouds Hill Imaging Ltd. / CORBIS.)

Формирование таких бляшек – довольно сложный процесс, со многими молекулярными и клеточными «участниками». Во-первых, все мы знаем, что вероятность атеросклероза зависит от метаболизма жиров, которые плавают в крови в виде больших комплексов с белками-переносчиками. Подобные комплексы – липопротеины – примерно можно разделить на «хорошие» и «плохие»: «хорошие», или липопротеины высокой плотности, сосудам не вредят, а вот «плохие», или липопротеины низкой плотности, как раз помогают бляшкам расти. Кроме того, большую роль тут играют клетки сосудистой стенки и иммунные клетки макрофаги, которые, будучи нагружены липидами, превращаются в так называемые пенистые клетки и в таком виде стимулируют появление бляшек. Все они, собравшись у места скопления липидов, начинают делиться, видоизменяться, погибать, так что в итоге формируется сложная структура из разных клеток, соединительнотканных белков и жиров. Повреждения бляшек – трещины слущивания и т. д. – запускают реакцию свёртывания крови, в результате формируется кровяной тромб, который может либо остаться на месте, либо отправиться в свободное плавание и в конце концов наглухо закупорить какой-нибудь сосуд.

Биохимические и клеточные процессы атеросклероза во многом зависят от гормона адипонектина, который повышает уровень «хороших» липопротеинов, уменьшает количество «плохих», препятствует перерождению макрофагов в атерогенные пенистые клетки и т. д. Известно, что низкий уровень адипонектина приводит к появлению очагов атеросклероза в сосудах, так что понятно, почему этот гормон пользуется повышенным вниманием у исследователей. Однако, как и всякий гормон, он действует не сам по себе, а через клеточные рецепторы. Среди молекул, с которыми может взаимодействовать адипонектин, есть так называемый Т-кадгерин, белок из большого класса кадгеринов, которые формируют межклеточные контакты, а также играют роль рецепторов, передающих сигналы из внешней среды внутрь клеток.

Про Т-кадгерин известно, что он, как было сказано, взаимодействует с адипонектином, и, кроме того, он также может ловить «плохие» липопротеины. Очевидно, Т-кадгерин должен быть связан с атеросклерозом, но как именно он с ним связан, и нужно ли вообще обращать на него внимание – ведь вполне может быть, что он не очень-то и влияет на развитие болезни? Ответить на эти вопросы можно с помощью генетического исследования, которое как раз и выполнили сотрудники Медицинского научно-образовательного центра и Факультета фундаментально медицины МГУ имени М.В. Ломоносова. Александр Балацкий и его коллеги проанализировали ДНК почти трёх сотен мужчин в возрасте от 26 до 55 лет – у некоторых из них недавно появились признаки ишемической болезни сердца, некоторые же были абсолютно здоровы. Проявления ишемии могут быть разными, иногда всё начинается с острого коронарного синдрома, когда инфаркт возникает без предварительных болей в сердце и других «мягких» симптомов, а иногда ишемическая болезнь развивается постепенно, и её первым симптомом становится так называемая стабильная стенокардия напряжения.

В статье в International Journal of Clinical and Experimental Medicine авторы пишут, что с ишемической болезнью из нескольких вариантов гена Т-кадгерина был связан только один, причём у тех, у кого он был, болезнь проявлялась в острой форме – проще говоря, этот вариант гена повышал вероятность инфаркта. (При анализе, разумеется, учитывали влияние курения, наличия или отсутствия избыточного веса и т. д.) То есть подозрения насчёт Т-кадгерина оправдались, и он действительно может влиять на клиническую картину сердечной ишемии. Пока неясно, как мутация, о которой идёт речь в статье, влияет на функции самого белка, на его способность взаимодействовать с липопротеиновыми частицами и гормоном адипонектином, и почему в результате всё заканчивается инфарктом. Однако новые данные уже сейчас можно использовать для медицинских прогнозов относительно сердца и сосудов.

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее