№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Почему на новом месте плохо спится

На новом месте мы спим только одним полушарием – потому и не высыпаемся.

Когда кто-то говорит, что ему трудно заснуть на новом месте, он не выдумывает – действительно, исследователи, занимающиеся сном, давно знают, что порой человек, оказавшийся в незнакомой постели, долго засыпает и потом всю ночь плохо спит.

На новом месте нам плохо спится из-за того, что левое полушарие не погружается в полноценный сон, пытаясь следить за тем, что происходит вокруг. (Фото Liesel Böckl / Corbis.)
Участник эксперимента с электродами на голове для наблюдения за спящим мозгом. (Фото Michael Cohea / Brown University.)

Но только сейчас удалось выяснить, что при этом происходит в спящем мозге – Масако Тамаки (Masako Tamaki) и её коллеги из Брауновского университета обнаружили, что на новом месте мы не высыпаемся потому, что спим в буквальном смысле только одним полушарием.

Для эксперимента в лабораторию пригласили несколько десятков добровольцев, которые должны были провести здесь две ночи.

Активность мозга регистрировали с помощью целого комплекса методов: магнитоэнцефалографии, с помощью которой можно наблюдать магнитные поля, возникающие из-за электрической активности тех или иных мозговых зон; структурной магнитно-резонансной томографии, которая позволяет видеть структуру мозга и оценивать объём нервной ткани; полисомнографии, когда течение сна оценивается одновременно по ЭЭГ, по сердечному ритму, по движению глаз, по мышечной активности плюс ещё по ряду параметров. Нейробиологов в первую очередь интересовала медленноволновая активность мозга, указывающая на глубину сна.

В статье в Current Biology авторы пишут, что если во вторую ночь в лаборатории правое и левое полушария работали одинаково, погружаясь в глубокий сон, то в первую ночь левое работало иначе – в нём активно функционировала так называемая дефолтная нейронная сеть.

 Характерная особенность дефолтного контура в том, что его нейроны остаются активны тогда, когда человек ничем не занят, не выполняет никакой конкретной задачи, когда он просто бездельничает. (Некоторые полагают, что именно эта сеть, которая работает по умолчанию, обеспечивает нам то, что можно назвать самосознанием, пониманием того, что я – это я.) Однако её активность сильнее проявляется именно в состоянии бодрствования – из чего можно заключить, что в первую ночь мозг на самом деле спал только своей одной – правой – половиной.

В другом варианте эксперимента его участникам пришлось спать под аккомпанемент бибиканья, повторяющегося всю ночь через случайные промежутки времени. Судя по реакции мозга, спящие слышали звук, но, опять-таки, в первую ночь на него сильнее всего на него реагировало левое полушарие.

Наконец, на третьем этапе, если сквозь сон слышался звуковой сигнал, нужно было нажимать пальцем на специальную кнопку. Сам звук шёл либо слева, либо справа, и, как оказалось, быстрее и чаще человек просыпался тогда, когда до него что-то доносилось справа – то есть когда бибиканье шло в левое полушарие.

В общем, исследователям не оставалось ничего другого, кроме как сделать вывод, что на новом месте у нас в по-настоящему глубокий сон погружается только одно – правое – полушарие, левое же балансирует на грани сна и бодрствования.

На самом деле похожий феномен можно наблюдать у многих животных: например, морские котики, дельфины, белуги, а также некоторые птицы спят одним полушарием.

Что до людей, то у нас, очевидно, такой «недосон» остался с прошлых времён, когда жить было весьма и весьма небезопасно – если приходилось спать на новом месте, и было неизвестно, какие опасности таятся вокруг, нужно было оставаться настороже даже во сне.

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее