Нерегулярные месячные связаны с раком яичников
Сбои в менструальном цикле указывают на повышенную угрозу злокачественной опухоли яичников, вероятность которой с возрастом только увеличивается.
Рак яичников считается одним из самых опасных онкологических заболеваний, и не в последнюю очередь потому, что на его первые признаки мало кто обращает внимание – их часто относят на счёт простого воспаления кишечника.
Если добавить сюда то, что регулярные онкологические тесты либо недоступны, либо человек сам пренебрегает подобными обследованиями, то часто рак яичников обнаруживается на той стадии, когда лечение уже мало чем может помочь. Разумеется, онкологи стараются здесь по возможности определить факторы риска, чтобы не допускать такого развития событий.
Известно, что вероятность рака яичников заметно растёт с возрастом: больше половины случаев приходится на женщин старше 63 лет. Другой важный фактор – наследственность: на её счету от 10% до 15% раковых диагнозов.
Очень часто связь между заболеванием и какой-то физиологической (или генетической) особенностью ищут статистическим способом, на основании историй болезни большого числа пациентов. Именно это проделали Барбара Коун (Barbara Cohn) из Института здравоохранения в Беркли вместе с коллегами из Калифорнийского университета в Сан-Франциско и Медицинского центра Сидарс-Синай в Лос-Анджелесе.
В 1959 году в Калифорнии начался большой медицинский проект, в котором участвовали 15 000 женщин (чей средний возраст был около 26 лет). Собранные сведения были самыми разными, и, в частности, в них была информация об особенностях менструального цикла – например, у некоторых женщин цикл порой длился 35 дней, то есть дольше обычного, а у некоторых месячные случались нерегулярно или вообще не происходили. Всего таких случаев с необычным циклом было 13%.
Теперь собранные данные использовали, чтобы узнать, связны ли как-то между собой подобные циклические сбои и рак яичников. В статье в International Journal of Cancer авторы пишут, что за 50 лет у 116 женщин возникла злокачественная опухоль, причём у тех, у кого были нерегулярности в менструальном цикле, вероятность рака была вдвое выше. С возрастом эта связь только усиливалась, то есть чем старше становились женщины, тем чаще опухоль возникала именно у тех, у кого были месячные со странностями.
Полученные результаты входят в некоторое противоречие с известной точкой зрения, что для того, чтобы уменьшить шансы возникновения рака яичников, нужно как раз «проредить» овуляторный цикл, и что разнообразные способы, которые позволяют так сделать – от гормональных таблеток до перевязки маточных труб – отводят угрозу онкологического заболевания. Впрочем, не исключено, что когда задержки и пропуски месячных происходят сами, то это есть симптом каких-то других неполадок, которые приводят как к менструальным нерегулярностям, так и к раку.
Известно, что задержки и/или отсутствие месячных случаются при синдроме поликистозных яичников, и в данном случае исследователи отмечают, что злокачественные опухоли возникали часто как раз у тех, у кого был и поликистоз. Впрочем, связь поликистозного синдрома с онкологическими болезнями до сих пор не вполне ясна, он точно является фактором риска для рака матки, однако для рака яичника вполне однозначных результатов пока нет: кто-то говорит, что синдром поликистозных яичников увеличивает вероятность такой опухоли, кто-то говорит, что, наоборот, уменьшает, а по некоторым данным связь между тем и другим вообще слишком незначительна, и обсуждать тут нечего.
Подобные статистические закономерности почти ничего не говорят о механизме взаимосвязи, о том, какие процессы, клетки и молекулы связывают между собой какие-то явления, и точно так же из них мы мало узнаём о том, что в данном случае оказывается причиной, а что – следствием.
Однако именно после таких работ часто становится понятно, где именно нужны подробные молекулярно-клеточные эксперименты, которые выявят конкретных «действующих лиц» и дадут толчок дальнейшим фармацевтическим исследованиям. Так что не стоит забывать, что новое противораковое лекарство может появиться как раз потому, что в медицинской статистике удалось заметить в своё время некую подозрительную корреляцию.
По материалам Science.