Тутанхамон наносит ответный удар
Новые георадарные исследования поставили под сомнение теорию о «тайных комнатах» в знаменитой гробнице.
Археология уже давно переросла возраст тайных комнат, сокровищ, мистических гробниц и прочей индианаджонсовщины. Но год назад всё это как будто вернулось – благодаря статье египтолога Николаса Ривза (Nicholas Reeves).
Основываясь на целой цепочке косвенных свидетельств, наблюдений и доводов, он выдвинул два довольно смелых предположения, которые тянули на добрую сенсацию: Ривз заявил, что в знаменитой гробнице Тутанхамона есть скрытые комнаты, и, будто этого было мало, добавил: в одной из них может быть погребение не менее известной Нефертити.
Теория Ривза сразу же встретила довольно серьёзную критику. Но у египетских властей она получила поддержку, а потом вроде бы даже подтвердилась. Доказательства, правда, снова были косвенными, ведь стены, которые закрывают входы в предполагаемые «тайные комнаты», покрыты росписями, и никто просто так ломать их не позволит.
Подтвердить теорию пытались недеструктивными методами. Сначала гробницу обследовали невооружённым, так сказать, глазом, потом – с помощью инфракрасных снимков и, наконец, – георадаром. Именно георадарное «сканирование» позволило тогдашнему министру древностей Египта Мамдуху эль-Далмати (Mamdouh El-Dalmaty) объявить о том, что он уверен в существовании «тайных комнат» на 90%. Кроме того, сообщалось, что в скрытых камерах есть какие-то металлические предметы и органическое вещества. Это заявление чиновник сделал в марте, пообещав провести дополнительные изыскания.
Однако новое сканирование, организованное американским Национальным географическим обществом, не принесло ничего, кроме разочарования. Исследованием руководил инженер Эрик Беркенпас (Eric Berkenpas). Информацию, полученную с радара, разослали для анализа нескольким специалистам в США и Египте, все они вынесли один и тот же вердикт: следов скрытых комнат нет.
«Если бы там была пустота, мы бы получили чёткое изображение. Но её просто нет», – прокомментировал геофизик Дин Гудман (Dean Goodman), автор популярной программы для анализа георадарного сканирования. Он добавил, что в тех местах, где Николас Ривз увидел заложенные дверные проёмы, нет никаких признаков заклада. «Данные радара часто можно трактовать по-своему, но в данном конкретном случае это не так. Хорошо, что на таком важном объекте у нас есть ясные, убедительные результаты», – отметил геофизик.
Он также подчеркнул, что его коллега Хирокатсу Ватанабе (Hirokatsu Watanabe), который проводил первое, «успешное» сканирование, не опубликовал исходные данные. Японский геофизик в ответ по-прежнему говорит, что уверен в существовании «тайных комнат». По его словам, за 40 лет работы с радаром он так сильно модифицировал свои приборы, что в показаниях, снятых с них, другие специалисты не разберутся.
Коллеги Хирокатсу Ватанабе характеризуют его как неоднозначную личность. С одной стороны, он участвовал в целом ряде успешных проектов и имеет огромный опыт работы с георадаром. С другой стороны, он не археолог: до сотрудничества со специалистами по древностям он работал в промышленности. Кроме того, японский геофизик использует оборудование, которое не выпускается уже 20 лет.
Профессор антропологии Изуми Шимада (Izumi Shimada) из университета Южного Иллинойса, который сотрудничал с Хирокатсу Ватанабе, отмечает, что тот часто преувеличивает значение предварительных результатов, а также полагается больше на опыт, чем на передовые технологии.
Министерство древностей Египта пока комментирует последние исследования в гробнице Тутанхамона не очень охотно. Это неудивительно: в марте, видимо, сразу после повторного сканирования, министр древностей Мамдух эль-Далмати покинул свой пост. Его преемник Халед эль-Энани сказал: «У нас до сих пор нет окончательных результатов».
Он предложил создать специальную комиссию, которая решит, что делать дальше. В комментарии изданию LiveScience представители министерства написали, что исследования в гробнице продолжат с использованием других радаров и другими недеструктивными методами.
Между тем бывшие министры древностей – Захи Хавасс (Zahi Hawass) и Мамдух эль-Далмати – на конференции в Каире устроили довольно эмоциональный спор. Захи Хавасс, и раньше критически отзывавшийся о теории о «тайных комнатах», обвинил своего коллегу в том, что тот якобы тайно просил у египетских властей разрешения просверлить стену в гробнице. (Через отверстие с помощью специальной камеры можно было бы осмотреть «тайные комнаты»). Мамдух эль-Далмати обвинения отверг и в ответ заявил, что сам Захи Хавас в свою бытность министром просверлил отверстие в пирамиде, а разрешение на это получил уже постфактум.
Неназванный исследователь, «знакомый с ситуацией», так прокомментировал происходящее для издания The Guardian: «Насколько я понимаю, египтяне стараются отстраниться от происходящего. Они шокированы, а сама тема [гробницы Тутанхамона] становится опасной. Когда людей уже начинают отстранять от должности из-за их позиции по этому вопросу, то лучше всего отступить и оставить разбираться с этим политикам. Это уже не наука».
Профессор Лоуренс Коньерс (Lawrence Conyers) из Университета Денвера, написавший книгу о применении георадара в археологии, в комментарии для LiveScience обратил внимание на то, что результаты повторного сканирования – так же, как и первого – не опубликованы в научном издании. «Я счастлив, что мне не пришлось летать через полмира, чтобы потом оказаться замешанным в этом бардаке», – отметил он.
По материалам The Guardian, LiveScience и National Geographic.