№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Каланы возвращаются

Численность краснокнижной морской выдры в акватории островов Малой  Курильской гряды постепенно растёт.

Калан, или морская выдра, известен своей манерой обедать: подобрав несколько моллюсков, калан, не выходя из воды, поворачивается на спину и методично раскрывает добычу, используя грудь как разделочный стол. При этом он время от времени переворачивается вокруг своей оси, чтобы отчистить мех от остатков пищи.

Группа каланов, постоянно обитающих в проливе между малым (южным) и большим (центральным) островами Демина. Автор фото: Дмитрий Соков.
Самка калана кормит детеныша на камнях близ малого острова Демина. Автор фото: Дмитрий Соков.
Калан у мыса Катерный, остров Юрий. Автор фото: Александр Тихонов.
Калан у мыса Катерный, остров Юрий. Автор фото: Александр Тихонов.

Поддерживать чистоту меха для каланов крайне важно, так как только он защищает их от холода – в отличие от других морских животных, у каланов практически нет теплоизолирующей жировой прослойки под кожей. Как следствие, им приходится много есть, и не только моллюсков, но и морских ежей, крабов, осьминогов, изредка рыбу; вообще, в рацион морских выдр входит около 80 различных видов животных. Ежедневная норма пищи очень высока – до 33% веса тела, за добычей каланы ныряют на глубину до 20 м.

Почти всю свою жизнь каланы проводят в море, но всегда держатся недалеко от берега. В воде они питаются, спят и выращивают своих детенышей. В море каланов чаще всего можно наблюдать в необычном для других морских млекопитающих положении – брюхом вверх. Другая любопытная особенность их поведения – это то, как они спят: обмотавшись водорослями, чтобы их не унесло в открытое море.

Мех каланов, который так хорошо их греет и который отличается необычайной густотой (около 100 тыс. волосков на 1 кв. см), поставил их на грань исчезновения. В XVIII–XIX веках каланов интенсивно истребляли, в результате чего вид стал краснокнижным. Так, на Курильских островах к 1870 году их общая численность оценивалась не менее чем в 10 тысяч особей, но уже после нескольких лет неумеренного промысла число животных сократилось к 1913 году до 750 особей.

Тем не менее, природоохранные меры свою роль сыграли, и с конца 1970-х годов отмечают постепенный рост численности. Правда, если говорить об акватории Кунашира и Малой гряды, то до 1999 года каланы встречались здесь очень редко и только единичные особи. Группу из шести каланов впервые зарегистрировали на заповедных островах Дёмина Малой Курильской гряды в 1999 году. В следующем году там же отмечено 24 взрослых зверя с семью щенками. В 2001 году животных видели и на других островах Малой Курильской гряды – всего их было 34 особи.

В ходе совместного рейда заповедника «Курильский» со службой ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам) МЧС РФ в мае текущего года был проведен учёт численности калана в акватории ряда островов Малой Курильской гряды. Наибольшее скопление животных, как и в прежние годы, обнаружено на о-вах Дёмина – 64 особи. В водах о. Юрий встречена 41 особь, о. Зеленый – 21 особь. (О-ва Демина входят в состав государственного заповедника «Курильский», о. Юрий и о. Зеленый – в состав заказника федерального значения «Малые Курилы».) Практически повсеместно животные наблюдались с детенышами. Хотелось бы надеяться, что каланы и дальше будут встречаться здесь всё чаще и чаще, и что им в конце концов удастся расстаться со статусом вымирающего вида.

По материалам заповедника «Курильский»


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее