Российские имена новых химических элементов
Международный союз теоретической и прикладной химии представил предполагаемые названия четырех новых химических элементов, два из которых связаны с Россией.
30 декабря 2015 года Международный союз теоретической и прикладной химии (IUPAC) сообщил об утверждении открытия четырех новых химических элементов с атомными номерами 113, 115, 117 и 118. Для трех последних приоритет в открытии наряду с зарубежными организациями был признан за коллаборацией Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ, Дубна, Россия). Синтез этих элементов осуществлен в ОИЯИ на ускорительном комплексе У-400 Лаборатории ядерных реакций им. Г.Н. Флерова. После этого в соответствии с правилами IUPAC авторы открытий должны были дать им названия и обозначения.
И вот, наконец, 8 июня 2016 года IUPAC официально рекомендовал принять предложенные первооткрывателями названия:
В течение пяти следующих месяцев будет проводиться их публичное обсуждение, а затем они будут утверждены советом IUPAC и займут положенное им место в Периодической таблице Д.И. Менделеева.
Название нихоний для элемента с атомным номером 113 предложили авторы его открытия из коллаборации института RIKEN (Япония). Нихон - один из вариантов японского произношения названия своей страны и означает «Страна восходящего солнца».
Географические названия московий и теннесин для элементов с атомными номерами 115 и 117 предложены совместно первооткрывателями из ОИЯИ (Россия), Окриджской национальной лаборатории (США), Университета Вандербильта (США) и Ливерморской национальной лаборатории имени Лоуренса (США). Название московий дано в честь древнего названия Русской земли, где находится Объединенный институт ядерных исследований. Сейчас он расположен в Московской области. Название теннесин дано в знак признания вклада штата Теннеси в исследование сверхтяжелых элементов. Именно на его территории расположены участвовавшие в работе Окриджская национальная лаборатория, Университет Вандербильта и Университет Теннеси в Ноксвилле.
Для элемента с атомным номером 118 исследователи из ОИЯИ и Ливерморской национальной лаборатории имени Лоуренса (США) предложили название оганессон, в знак признания большого вклада в исследование трансактинидных элементов (так называют элементы с номерами более 103) академика РАН, научного руководителя Лаборатории ядерных реакций им. Г.Н. Флерова Юрия Оганесяна. Именно он выбрал для исследований реакции слияния нейтронно-обогащённых изотопов актинидов (америций-243 для 115 элемента, берклий-249 для 117 элемента, калифорний-249 для 118 элемента) с ускоренными ионами кальция-48, в которых и открыли новые элементы в ОИЯИ. Юрий Оганесян принимал участие в открытии еще целого ряда новых элементов. Он стал одним из тех, кто экспериментально доказал существование так называемого «острова стабильности» - сверхтяжелых элементов со значительно увеличенным временем жизни (периодом полураспада), по сравнению с более легкими собратьями.
Отметим, что ОИЯИ претендовал и на приоритет в открытии элемента с номером 113, который был в нашей стране получен в 2003 году, на год раньше, чем в Японии. Однако IUPAC признал приоритет за японцами. Окончательное отношение к этому решению в ОИЯИ собираются принять после официального опубликования всех отчетов и детального их изучения.
Для справки. В соответствии с традициями вновь открытые элементы могут быть названы: (а) по имени мифологического персонажа или понятия, (б) по названию минерала или аналогичного вещества, (в) по названию населенного пункта или географической области, (г) в соответствии со свойствами элемента или (д) по имени ученого. Названия должны иметь окончание, которое бы отражало и сохраняло единообразие с точки зрения истории и химической науки. Как правило, это окончание “-ium” для элементов, принадлежащих группам 1-16, “-ine” элементов группы 17 и “-on” для элементов группы 18.