№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Предки людей болели раком

В костях австралопитеков и их потомков нашли признаки доброкачественной и злокачественной опухолей.

Мы так часто слышим про ухудшающуюся статистику раковых заболеваний, что может показаться, будто рак своим появлением обязан цивилизации, причём цивилизации в её нынешнем виде, с достижениями химической промышленности, загрязнением воздуха, воды и земли, и пр.

У древнейших австралопитеков уже были доброкачественные опухоли. (Фото Mark Ashton Smith / www.flickr.com/photos/cogpsylab/7557375492.)
Кость плюсны из пещеры Сварткранс, в которой нашли следы остеосаркомы. (Фото Patrick Randolph-Quinney / University of Central Lancashire.)
Позвонок молодого австралопитека и доброкачественная опухоль в нём. (Фото Paul Tafforeau / European Synchrotron Radiation Facility, Grenoble.)

Однако на самом деле злокачественные опухоли были уже у наших далёких предков, которые, казалось бы, жили вполне «в гармонии с природой». Мы не можем сказать, случалось ли им болеть раком крови, или раком желудка, или раком лёгких, но вот следы костных опухолей в останках древних людей найти всё-таки удалось.

К какому времени относятся первые известные нам свидетельства об опухолевых заболеваниях у рода Homo? Сначала это был фрагмент челюсти африканского человека прямоходящего, датированный 1,5 миллионами лет назад. Однако разрастание костной ткани, которое нашли на челюсти, можно было объяснить не только опухолью, но и последствиями банального перелома.

Другая находка – 120–130-тысячелетнее ребро неандертальца из Восточной Европы, описанное три года назад в статье в PLoS ONE. Ребро исследовали с помощью компьютерной микротомографии, которая позволила рассмотреть внутренность кости под разными углами и с разных точек зрения, и в результате в кости нашли признаки фибродисплазии, при которой происходит разрастание соединительной фиброзной ткани, замещающей обычную кость. Впрочем, фибродисплазию к злокачественным опухолям не относят, и вопрос, был ли у того неандертальца настоящий рак, остался открытым.

Однако насчёт костей древнего человека возрастом 1,6–1,8 млн лет сомнений, по-видимому, уже нет. Найденные в Южной Африке в пещере Сварткранс останки принадлежат либо роду Homo, либо парантропам (массивным австралопитекам) – тупиковой гоминидной ветви, образовавшейся от тех же предков-австралопитеков, что и настоящие люди.

Эдвард Оудс (Edward Odes) и его коллеги из Университета Витватерсранда и других научных центров ЮАР, США и Великобритании в статье в South African Journal of Science пишут о том, что с помощью микротомографии им удалось определить на поверхности кости плюсны и внутри неё самый настоящий рак – остеосаркому.

Сейчас она чаще случается у молодых людей, однако насчёт древних раковых останков нельзя сказать, принадлежали ли они старой особи или юной, так же как невозможно определить, умер ли древних Homo или парантроп собственно от рака или от чего-то ещё.

В чём авторы работы уверены, так это в том, что опухоль доставляла своему хозяину заметные неудобства при ходьбе. Исследователи подчёркивают, что данную кость изучали и раньше, однако найти на ней рак удалось только сейчас, вооружившись новейшими модификациями томографических методов.

Другой пример древнейшей опухоли описан в ещё одной статье из South African Journal of Science, в которой почти те же авторы рассказывают о результатах, полученных на костных фрагментах австралопитека Australopithecus sediba из пещеры Малапа, Южная Африка (напомним ещё раз, что австралопитеки являются непосредственными предками людей и парантропов). В этом случае речь идёт о доброкачественной опухоли, поразившей шестой грудной позвонок довольно молодой особи, чей возраст соответствовал человеческим 12–13 годам. Жизни ребёнка-австралопитека опухоль определённо не угрожала, однако ему из-за неё, скорее всего, было трудно двигаться.

Полученные результаты говорят о том, что опухоли, как злокачественные, так и доброкачественные, вполне могли возникать и у древнейших людей, причём в любом возрасте – мутации, которые их вызывают, возникают в геноме время от времени в результате естественного мутационного процесса, без участия добавочных мутагенов. Современные (пост)индустриальные условия жизни не породили рак, но лишь повысили риск им заболеть.

И дело тут, кстати, не только в загрязняющих веществах-мутагенах – с возрастом клетки всё хуже справляются с исправлениями повреждений в геноме, а поскольку благодаря благам цивилизации мы стали жить дольше, то и шансов у стареющих клеток переродиться в раковые стало больше.

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее