№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

В прусской земле впервые нашли печать русского князя

Печать князя Всеволода Мстиславича обнаружили при раскопках в Калиниградской области.

Самбийская экспедиция Института археологии РАН (ИА) обнаружила остатки крупного поселения древних пруссов недалеко от поселка Привольное (бывший Гунтенен) Калининградской области. Пруссы были балтским народом, остававшимся независимым до XIII века, когда эту территорию завоевал Тевтонский орден. В XVII веке они были окончательно ассимилированы немцами.

Печать русского князя Всеволода Мстиславича, найденная у поселка Привольное (Калининградская область). (Фото: пресс-служба ИА РАН)
Половина аббасидского дирхема, динарии Кёльна и Дуйсбурга, обрубок серебряной платежной гривны, найденные у Привольного. (Фото: пресс-служба ИА РАН.)
Нательный крест, бытовые предметы, украшения. (Фото: пресс-служба ИА РАН.)

Во время раскопок лета 2016 года археологи нашли фрагменты керамики, куски янтаря, бронзовые и серебряные украшения, предметы быта, детали костюма, серебряные монеты, свинцовую пломбу дрогичинского типа (она использовалась для опечатывания товаров, которую перевозили на большие расстояния) и много другое.

«На Самбийском полуострове сосредоточены основные месторождения янтаря, которые активно разрабатывались еще с I тысячелетия. Янтарь активно и в больших количествах поставляли в Европу и на Русь. Вероятно, благодаря этой торговле среди пруссов возникла прослойка знати, которая стала крайне активной и мобильной», – пояснил руководитель экспедиции Александр Хохлов. По его словам, экспедиция могла найти усадьбу как раз такого богатого «нарочитого мужа».

Самой «говорящей» находкой стала вислая актовая свинцовая печать, оттиснутая от имени внука Владимира Мономаха – князя Всеволода Мстиславича (1095–1138), в крещении Гавриила, старшего сына великого князя киевского Мстислава от брака с Христиной, дочерью шведского короля Инге I Старшего.

На печати с одной стороны изображена сцена Благовещенья: архангел Гавриил, святой покровитель владельца, приносит благую весть деве Марии, на обороте – святой воин, великомученик Феодор (покровитель отца князя). Всеволод Мстиславич долгое время княжил в Новгороде (с 1117 по 1136 год с небольшим перерывом), в последние годы своей жизни (1237–38 годы) был приглашен на псковский престол.

Свинцовые княжеские печати подтверждали подлинность написанного на пергаменте документа, к которому они были привешены. Возможно, это была жалованная грамота на землю или грамота, которая обеспечивала свободный беспошлинный проезд по землям, находящимся под юрисдикцией правителя.

«Можно только предполагать, что именно было написано в документе, заверенном печатью Всеволода Мстиславича. Ясно лишь, что грамота эта была чрезвычайно важна для человека, который привез ее из Древней Руси на берега Балтики», – отметил начальник отряда Самбийской экспедиции Константин Скворцов.

Печать стала первой подобной находкой за все время исследований в ареале расселения древних пруссов на юго-восточном побережье Балтийского моря. Хотя еще в XIX веке историки считали, что между Новгородским княжеством и землями пруссов существовали устойчивые связи (Прусская улица возникла в Новгороде в средневековый период), находка печати стала первым надежным свидетельством перемещения людей и товаров из Великого Новгорода в Прусские земли.

«Это позволяет предполагать существование устойчивых взаимовыгодных отношений между Пруссией и Новгородом. Что кто-то из пруссов не только перебирался на Русь, но и возвращался назад в Пруссию, продолжая при этом вести дела в Новгородских землях», - полагает Константин Скворцов.

Среди других находок археологи отмечают бронзовый нательный крестик, который относится к концу XI – первой половине XII веков. Не исключено, что один из жителей поселения мог быть крещен в православную веру во время пребывания на Руси. В таком случае находка показывает, что уже в начале XII века на берегах Балтики жили православные пруссы. Они стали христианами уже за сто лет до начала крестоносной экспансии – нашествия Тевтонского ордена.

По материалам пресс-службы ИА РАН.

Автор: Егор Антонов


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее