№11 ноябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Специальные нейроны помогают нам обдумывать чужой опыт

Особая зона нашего мозга занимается тем, что анализирует случаи, когда наши представления о мире не соответствуют результатам действий других людей.

Мы познаём мир вокруг себя в том числе и благодаря другим людям: мы сравниваем себя с ними, наш жизненный опыт с их жизненным опытом, и тем самым получаем возможность исправить какие-то собственные ошибочные представления о мироздании. Для этого в нашем мозге даже существуют специальные нейроны: как выяснили исследователи из Калифорнийского технологического института и Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, анализом действий людей в нашем мозге занимаются нервные клетки в так называемой ростральной зоне передней поясной коры полушарий.

Кора полушарий и подкорковые структуры мозга человека; амигдала выделена розовым, гиппокамп – фиолетовым, поясная кора – синим. (Иллюстрация Fernando Da Cunha / BSIP / Corbis.)
Расположение префронтальной коры, передней поясной коры (anterior cingulate cortex), гиппокампа и амигдалы. (Иллюстрация NIH Image Gallery / Flickr.com.)

Майкл Хилл (Michael R. Hill) и его коллеги экспериментировали с больными эпилепсией, которым в мозг временно вживили электроды. Напомним, что от эпилепсии можно избавиться хирургическим путём, удалив те нейроны в мозге, с которых начинается припадок, но, чтобы узнать, какие именно это нейроны, нужно напрямую понаблюдать за активностью подозрительных мозговых зон. Поэтому перед операцией больным вводят в мозг электроды, с помощью которых регистрируют активность разных его участков – чтобы узнать, где именно «прячется» эпилепсия и как именно она себя ведёт. Такой способ лечения уже успел сослужить большую службу нейробиологам, поскольку тут есть возможность параллельно изучать самые разные аспекты работы человеческого мозга так.

На сей раз пациентам с электродами предложили сыграть в простую игру: на экране ноутбука были разложены две виртуальные карточные колоды рубашкой вверх – переворачивая карты, можно было получить или потерять 10 или 100 долларов, при том в одной колоде выигрышных карт было 70%, а в другой – только 30%. Заранее, естественно, игрок не знал, какая колода счастливая, и мог выяснить это разве что методом проб и ошибок. Однако в некоторых случаях он видел ещё и игру двух других людей, которые присутствовали в эксперименте в виде аватар и чьи действия заранее записали. Они выбирали из тех же карточных колод, что и настоящий игрок с электродами в мозге, так что он был в состоянии судить о том, какая колода приносит удачу, а какая – нет, ещё и по действиям виртуальных игроков.

В мозге у приматов вообще и у человека в частности есть определённые зоны, которые сравнивают наши ожидания с действительным положением вещей. Например, если мы хотим выиграть в какую-то игру, такие нейронные центры будут отзываться как удачные ходы, так и на неудачные, и в результате индивидуум сможем скорректировать своё поведение (и свои аппетиты). В число таких мозговых участков входит и вышеупомянутая ростральная зона передней поясной коры. Однако в статье в Nature Communications авторы пишут, что у нейронов этой зоны была своя специфика: они реагировали иначе, когда человек наблюдал чужой опыт, идущий вразрез с его собственными ожиданиями. Например, если участник эксперимента считал, что карты из левой колоды чаще оказываются выигрышными, но при том виртуальный игрок получал из неё проигрышную карту, то такое расхождение между собственной «теорией» и чужой «практикой» характерным образом отражалось в активности некоторых клеток передней поясной коры. Их можно назвать «нейронами социального обучения», но в довольно специфическом аспекте, так как они срабатывают тогда, когда наши ожидания расходятся с результатами именно чужих действий.

Это не первый случай, когда в мозге находят область или группу нейронов, отвечающих за определённую сторону социальной жизни. Два года назад мы писали о том, что в нервной системе млекопитающих есть специальная структура, от которой зависит удовольствие от общения: интерес к кому-то другому зависит от того, насколько хорошо она функционирует. Здесь же можно вспомнить про знаменитые зеркальные нейроны, которые помогают нам повторять действия других. Но социальная жизнь сложна и многообразна, особенно у таких «общительных» видов, как человек, так что мозгу пришлось сформировать разные нейронные департаменты для выполнения множества социально-когнитивных задач. Можно предположить, что неполадки в системе обдумывания чужого опыта, среди прочего, лежат в основе ряда психоневрологических расстройств – например, аутизма – и, возможно, в будущем, действуя на нейроны социального обучения, от подобных заболеваний можно будет если и не избавляться полностью, то хотя бы смягчать их симптомы.

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее