№11 ноябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Чтобы научиться симпатизировать людям, нужно тренировать мозг

Восприятие нами других людей может меняться, и для этого вовсе не обязательно долго общаться с человеком, стараясь узнать его поближе – достаточно немного поупражнять мозг в нейробиологической лаборатории.

Бывает, что неприязнь к человеку возникает у нас просто потому, что нам не понравилась его внешность, его черты лица. Возможно, если бы его лицо нам понравилось, у нас бы с ним сложились чудесные деловые, личные и пр. отношения, но можем ли мы как-то изменить собственное восприятие чужой физиономии? Оказывается, можем, правда, тут понадобится помощь нейробиологов и аппарат для магнитно-резонансной томографии.

(Фото RyanMcGuire / pixabay.com.)

Мицуо Кавато (Mitsuo Kawato) и его коллеги из Международного института перспективных телекоммуникационных исследований в Киото и Брауновского университета анализировали активность поясной коры мозга у людей, которым показывали чужие фотопортреты.

Участники эксперимента должны были оценить, насколько им нравится или не нравится лицо на фото, а специальный алгоритм искал в мозговой активности характерные признаки, соответствующие именно такой оценке. Поясная кора, среди прочего, связана с эмпатией, эмоциями, мотивациями и социальными отношениями (буквально на днях мы писали, как определённые нейроны поясной коры помогают нам обдумывать чужой опыт), так что понятно, почему именно она интересовала авторов работы в первую очередь.

Затем наступал второй этап, когда человеку показывали чьё-то фото, которое ранее показалось ему нейтральным, и следом на экране монитора появлялся диск. Этот диск нужно было усилием воли увеличить. Никакого конкретного способа не было, однако нейробиологи следили за активностью мозга того, кто боролся с диском, и сами увеличивали фигуру на экране, если мозг вдруг давал нужный ответ. Иными словами, участники эксперимента вслепую искали правильное решение, однако «нейтральное лицо», которое им показывали, должно было натолкнуть их мысли в нужном направлении.

В некоторых случаях исследователи увеличивали диск, когда мозг испытуемого давал сигнал симпатии, как если бы человек видел перед собой не диск, а лицо, которое ему нравится. В других случаях то же самое делали в ответ на сигнал антипатии, наконец, были и такие, которых просто просили смотреть на диск, ничего с ним не делая. Такие тренировки длились по часу в день в течение трёх дней и, в конце концов, принесли результат: в статье в PLOS Biology говорится, что тем, кто «увеличивал» диск чувствами симпатии, начинала нравиться внешность людей, к которым до сих пор они были равнодушны.

С антипатией была та же картина, только в другую сторону: изначально нейтральные физиономии становились слегка неприятными. Эффект был небольшим (то есть глубокой симпатии и глубокого отвращения ни у кого ни к кому не возникло), но вполне достоверным и, кстати говоря, достаточно длительным: изменения в эмоциональном восприятии держались по меньшей мере три месяца.

Необходимо ещё раз подчеркнуть, что участники эксперимента не знали ничего о том, как размер диска связан с фотографиями и их эмоциями по поводу этих фотографий. Изменения в восприятии были полностью бессознательными: мозг подвергали тренировке, человек совершал некое волевое усилие и достигал цели, но к достижению цели прилагался ещё и вот такой побочный эффект.

С одной стороны, подобную технику можно использовать в лечении разных психоневрологических расстройств, связанных с депрессией, фобиями, паническим страхом и т. д. С другой стороны, здесь сами собой возникают мысли о манипулировании эмоциями, а следом и мыслями, убеждениями, представлениями о «вечных ценностях» и т. д., но в мысли эти мы сейчас погружаться лучше не будем.

По материалам ScienceNews.

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее