Как муравьи-рабовладельцы используют своих рабов
Рабы кровавых муравьёв-рабовладельцев не только работают внутри муравейника – они также входят в отряды сборщиков углеводной пищи, которую они находят быстрее своих хозяев.
В мире муравьёв довольно часто встречается рабовладение: одни муравьи используют в качестве рабочей силы других. Муравьи-рабовладельцы совершают набеги на гнёзда своих соседей, похищают куколок и приносят их в свой муравейник. Из этих куколок они воспитывают рабов и затем используют их на разных работах. Для рабовладельцев такой способ существования – форма социального паразитизма.
Однако разные виды рабовладельцев отличаются выраженностью рабовладения. Некоторые виды – например, такие, как жёлтые муравьи-амазонки (Polyergus rufescens), – облигатные рабовладельцы, то есть они полностью зависят от своих рабов, поскольку по своей природе P. rufescens – воины, способные только сражаться. Другие муравьи – факультативные рабовладельцы и вполне могут обходиться без невольников, выполняя все жизненно важные работы сами. Чем же занимаются рабы в таких муравейниках, если «господа» могут сами себя обеспечивать и обслуживать? Ранее считалось, что у этих муравьёв есть разделение труда между рабовладельцами и их рабами. Первые добывают необходимые энергетические ресурсы – пищу, а вторые выполняют работы внутри муравейника и выращивают потомство своих хозяев.
Исследователи из Института систематики и экологии животных Сибирского отделения РАН показали, что муравьи-рабовладельцы также используют своих рабов для сбора пищевых припасов и охраны колоний тлей и цикадок. На территории Новосибирской области обитают кровавые муравьи-рабовладельцы (Formica sanguinea), использующие в качестве рабов бурых лесных (Formica fusca) и прытких муравьёв (Formica cunicularia). Муравьи-рабовладельцы охотятся на других насекомых, которые служат источником белка, а также собирают падь – сладкую густую жидкость, выделяемую тлями, цикадками и другим насекомыми, живущими на растениях и питающимися их соком; из пади муравьи получают углеводы.
Авторы работы наблюдали за двумя муравьиными семьями, которые состояли из нескольких тысяч особей – некоторых из них метили нитрокраской, и с особой тщательностью следили за теми, кто наведывался за падью к тлям и цикадкам. Оказалось, что отряды сборщиков углеводной пищи состоят как из рабовладельцев, так и рабов, однако число невольников могло достигать до 80 % от всех сборщиков сладкой дани. Каждый муравей из отряда, независимо от своего положения в муравейнике, собирал и относил падь в муравейник самостоятельно. Полностью результаты исследования опубликованы в Евразиатском энтомологическом журнале.
Привлечение рабов для сбора углеводной пищи очень выгодно для рабовладельцев, так как те быстрее находят колонии тлей и обнаруживают запасы сахарного сиропа даже в труднодоступных местах. Кроме того, невольники ещё и охраняют тлей с цикадками – кто-то из рабов постоянно сидит на «сахарной ферме» и отпугивает от «скота» божьих коровок и других хищников.