№01 январь 2025

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

МАРС-2016: безжизненная пустыня или оазис с водой и метаном?

О первых результатах миссии «ЭкзоМарс-2016» и запланированных исследованиях на пресс-конференции в Институте космических исследований РАН (ИКИ РАН) рассказали представители Российской академии наук, ИКИ, «Роскосмоса» и НПО имени С.А. Лавочкина.

Исторический момент в эпохе исследования и освоения Марса оказался успешным и драматичным одновременно. Спустя 226 дней, пролетев почти 500 миллионов километров, спутник начал маневры для выхода на орбиту Марса, а посадочный модуль двинулся к его поверхности...

Марс приближается к «Красной планете». Рисунок ЕКА.
Десантный модуль «Скиапарелли». Рисунок ЕКА.

Совместная российско-европейская экспедиция «ЭкзоМарс-2016» стартовала в марте 2016 года. Разгонный блок российской ракеты-носителя «Протон-М» отправил в марте на Красную планету модуль-спутник «TGO» (Trace Gas Orbiter) и посадочный блок «Скиапарелли», предназначенный для отработки технологий мягкой посадки.


16 октября произошло благополучное разделение, а 19 октября «TGO» был захвачен гравитацией Марса и перешел на высокоэллиптическую орбиту. Приборы спутника, два из которых были изготовлены российской стороной, приступили к работе и начали передавать первые сведения об атмосфере и поверхности Марса.


Около года спутнику понадобится, чтобы выйти на круговую орбиту на высоте 400 километров над поверхностью планеты. Посадочный модуль не смог совершить запланированную «мягкую посадку», но при подлете к поверхности успел передать информацию, которую сегодня расшифровывают ученые.

Марс – «крепкий орешек»
У нашего соседа по космосу - долгая, насыщенная драматичными событиями история. «Аварии преследуют очень многие миссии, часто происходят поломки аппаратуры, поэтому информация о Марсе от приборов является очень ценной и дает нам представление об особенностях развития планеты. Проделана большая работа при тесной кооперации с Европейским космическим агентством. В сложной политической обстановке ученые намерены продолжать совместные исследования», - сказал президент Российской академии наук академик Владимир Евгеньевич Фортов.

Не обошлось без внештатной ситуации и в этот раз - посадочный модуль «Скиапарелли», получивший звучное имя в честь итальянского астронома  Джованни Скиапарелли, впервые наблюдавшего марсианские «каналы», разбился при подлете к планете, не совершив запланированной мягкой посадки.

О драматичной теории исследований Марса подробно рассказал академик Лев Зеленый, директор ИКИ РАН и научный руководитель миссии: «Почему мы изучаем Марс? Все планеты равны и интересны, но Марс «равнее» и интереснее всех. Здесь есть и загадка, и интрига», – пошутил Лев Матвеевич. Если говорить серьезно, мы находимся на второй стадии изучения Марса – его обитаемости, подчеркнул ученый. На первой стадии мы искали воду, а в будущем нам предстоят поиски жизни на Марсе или ее следов.

Вода и метан  - признаки жизни?
«ЭкзоМарс» призван решить несколько научных задач, среди которых исследование состава атмосферы и поиск источников метана, подробное картирование распространенности воды на планете, изучение климата и радиационной обстановки на Марсе. Для этого в ИКИ были разработаны приборы: АЦС для исследования следов газов в атмосфере и нейтронный телескоп ФРЕНД для поиска воды. Кроме того, ученые планируют создать интегрированную с ЕКА систему для приема научной информации и задействовать для этого российские антенны в Калязине и Медвежьих озерах.

«Когда наши приборы попадут на круговую орбиту Марса, наступит годичный период картографирования, и мы надеемся получить снимки высокого разрешения в 40 километров, увеличив его на порядок по сравнению с прежними картами», – рассказал научный руководитель эксперимента ФРЕНД Игорь Митрофанов. Ученые собираются представить общественности главные результаты: построить подробные карты распространенности воды,  провести наблюдения за сезонными циклами выпадения СО2 (на Марсе снег из углекислого газа) и изучить изменение границ зимнего покрова на планете, а также измерить радиационный фон на ее поверхности.

«Эти задачи имеют большое значение не только для науки, но и для будущего освоения Марса. На основании этих данных мы обследуем подходящие места для посадки не только автоматических, но и пилотируемых аппаратов. Возможно, что мы обнаружим «оазисы» на Марсе, где при высоком содержании воды есть источники метана, тогда это очень интересное место для будущих астробиологических исследований»,– подчеркнул Митрофанов. 

Первые выводы
«По крайней мере, несколько шагов миссия 2016 года уже преодолела: это выход на отлетную орбиту, реализованную с высокой точностью с помощью нашего разгонного блока, штатное отделение модулей. Но я рассматриваю эту миссию в преддверии более сложного технически запуска в 2020 году, когда на Красную планету высадится марсоход с бурильной установкой»,–  прокомментировал происходящее Сергей Лемешевский, и.о. генерального директора НПО имени С.А. Лавочкина.

У марсианской экспедиции сложная инфраструктура, заметил Игорь Комаров, глава «Роскосмоса», но она очень важна для будущих исследований, тем более что миссия 2020 года уже на этапе реализации, и российская сторона проводит ежемесячные видеоконференции с коллегами из ЕКА для обсуждения деталей будущего полета.

«Проделанная работа – это не очень частый в последнее время пример, когда наука и производство работают вместе на одну цель», – заметил Фортов, который подчеркнул, что научная составляющая проекта «ЭкзоМарс» была придумана в РАН и практически реализована в виде приборного комплекса.

Автор: Ольга Баклицкая


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее