Маршрут затонувшего корабля определили через 2700 лет
Археологи вернулись на место одного из древнейших кораблекрушений в Средиземном море.
Два года назад археологи сделали крупное открытие у берегов острова Гоцо (Мальтийский архипелаг): они нашли затонувший финикийский корабль. Он пролежал на дне примерно 2700 лет – дольше большинства своих «коллег по несчастью» в этом регионе.
Тогда, в 2014 году, археологи и дайверы попытались создать полную 3D-модель места крушения, для чего сделали более 8 тысяч фотографий. Они также подняли на поверхность одну из амфор (сосуд для перевозки вина или масла) и точильный камень. Работы проводились при финансовой поддержке Национального агентства научных исследований Франции, и поэтому для успешного завершения экспедиции было всё необходимое: оборудование и деньги. Но помешала погода. Она испортилась, и археологи так и не смогли закончить 3D-модель.
Территория кораблекрушения невелика – 15 на 4 метра, однако, чтобы добраться до места, нужно погрузиться на глубину 110 метров, а потом ещё и раскапывать слои песка, под которыми, скорее всего, лежат остатки деревянного корпуса судна. Здесь нужно дорогостоящее оборудование, но к сожалению, археологам долго не удавалось собрать необходимую сумму, чтобы завершить обследование. Однако они нашли выход: решили погружаться без всяких субмарин и специальной техники, «вручную».
Методику сначала отработали на двух затонувших самолётах, и вот, после успешных испытаний, подводники снова вернулись к побережью Гоцо в 2016 году. Собралась небольшая команда профессионалов – 12 человек из пяти стран: Мальты, Великобритании, Франции, Италии и Финляндии. Это было погружение без субмарин на глубину 110 метров; чтобы подняться потом от места крушения на поверхность, водолазам понадобилось 2 часа и 20 минут.
Перед погружением археологи составили список целей, среди которых был финикийский кувшин и ещё один точильный камень, которые удалось сфотографировать два года назад. Новые находки полностью оправдали трудности, стоявшие перед исследователями. Оказалось, что и кувшин, и пифос (сосуд для хранения продуктов, также поднятый со дна моря) были изготовлены на Мальтийских островах. Следовательно, корабль перед тем, как затонул, заходил в местный порт.
Точильный камень 2014 года, как показал анализ, происходит с острова Пантеллерия (Сицилийский пролив). На корабле также были амфоры, сделанные в Северной Африке и на Сицилии. Находки не только демонстрируют маршрут корабля, но и доказывают, что территория архипелага уже 2700 лет назад была частью обширной торговой сети.
«До последнего времени главным источником информации о здешних финикийцах были погребения. Теперь у нас есть корабль, который покинул Мальтийские острова перед тем, как потерпел крушение около Гоцо. […] Если бы на его борту не было никаких местных изделий, это значило бы, что судно просто потерпело крушение», – пояснил археолог Тимми Гамбин (Timmy Gambin). Но затонувшие вместе с кораблём местные кувшин и пифос говорят о том, что Мальта была частью самого раннего этапа финикийской колонизации.
Исследователи надеются, что дополнительную информацию удастся получить от фрагментов амфор; например, по органическим остаткам на стенках можно будет понять, что именно в них перевозили.
По материалам The Times of Malta.