Ваш смартфон знает о вас почти всё

Химические следы, которые мы оставляем на наших телефонах и смартфонах, могут рассказать о нас много интересного.

Когда нам говорят, что наш смартфон знает о нас всё, то нам сразу представляются хакеры, люди-в-чёрном из какого-нибудь сверхсекретного киберагентства, Джулиан Ассанж и прочее в том же духе. Однако есть и другой способ расспросить вашу электронную игрушку о том, что вы делали, где были и как себя чувствуете – нужно лишь проанализировать химические вещества, оставшиеся на панели прибора после того, как вы до него много раз дотрагивались.

Ваш смартфон, возможно, знает о вас больше, чем вам бы хотелось. (Фото tatsianama / ru.depositphotos.com.)

В эксперименте исследователей из Калифорнийского университета в Сан-Диего участвовали тридцать девять человек и, соответственно, тридцать девять смартфонов, а сам эксперимент состоял попросту в следующем: с поверхности каждого гаджета и с рук его владельца брали мазок для химического анализа. В статье, опубликованной в PNAS, авторы перечисляют вещества со смартфонов, которые им удалось определить: это и средства от выпадения волос, и антидепрессанты, и противогрибковые кремы для кожи, и противовоспалительные препараты, специи и кофеин, репелленты против комаров и солнцезащитная косметика, и т. д. Кстати говоря, репелленты и солнцезащитные средства можно было найти на телефонах в течение двух месяцев после того, как тем и другим пользовались в последний раз.

Зная, чем был «залапан» смартфон, можно было довольно точно охарактеризовать его владельца: например, в результате могла получиться девушка, пользующаяся профессиональной косметикой, пьющая кофе, предпочитающая пиво вину, обожающая пряную еду, принимающая антидепрессанты, использующая солнцезащитный крем и средство от насекомых – что может указывать на то, что она проводит много времени вне дома.

Таким способом можно даже определить детали обстановки квартиры, правда, для этого нужно, чтобы в открытой базе данных с молекулами разных веществ были соединения, входящие в состав мебели, ковров, штор и прочих предметов обстановки. Чем больше веществ будет в общедоступных библиотеках, тем точнее будет портрет владельца смартфона. Конечно, анализ ДНК сделать не выйдет (хотя она тоже часто остаётся на предметах, которые мы постоянно вертим в руках), однако, как видим, информации для личного досье и так получается весьма много.

Год назад мы рассказывали о похожей работе, выполненной исследователями из Университета Колорадо в Боулдере и Университета штата Северная Каролине – они анализировали микробов, которых можно найти в домашней пыли. Оказалось, что по составу бактерий и микроскопических грибов можно узнать, например, сколько людей живут в доме, кого среди них больше, мужчин или женщин, держат ли они домашних животных, и если да, то каких.

Понятно, что в первую очередь в подобных исследованиях заинтересованы криминалисты, которым бывает очень нужно восстановить историю какого-нибудь жилья или же определить, кому принадлежал тот или иной гаджет, случайно забытый или же специально выброшенный.