№01 январь 2025

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Клад петровских монет из Приобья

107 серебряных монет, уложенных в берестяную ёмкость, нашли на обочине дороги.

В 2008 году в Мошковском районе Новосибирской области, на обочине дороги, идущей вдоль Оби, обнаружили клад – берестяную ёмкость с монетами времён Петра I. Весила находка немного, всего 28 грамм, и были в ней 107 серебряных копеек, спёкшихся в несколько комков.


Реставраторы, работавшие под руководством ведущего инженера Института археологии и этнографии (ИАЭТ) Сибирского отделения РАН (СО РАН) Михаила Игнатова, сумели извлечь 86 монет, которые можно было изучить по отдельности. Одна из них оказалась фальшивой – сделанной из сплава с преобладанием олова. В подлинности ещё восемнадцати копеек специалисты также усомнились: они состояли из стопроцентного серебра, а в XVII–XVIII веках так делать ещё не умели. Как в кладе могло оказаться такое количество подделок, не сообщается.

Монеты из приобского клада. (Фото: Андрей Бородовский / www.sbras.info.)


Год чеканки и монетный двор удалось определить только у 35 монет. Их отчеканили в двух местах: на Старом монетном дворе и на Кадашёвском (оба расположены в Москве). При анализе оказалось, что у копеек, сделанных на Старом монетном дворе, содержание меди достигало 1,67–2,83%, а у кадашёвских – не более 1,63%. Исследователи считают, что разница в составе возникла из-за сырья. Возможно, на Старом монетном дворе русские копейки чеканили из европейских монет; Кадашёвский же двор использовал какой-то другой источник металла.


Но зачем вообще понадобилось прятать такой небольшой клад? Ведущий научный сотрудник ИАЭТ СО РАН Андрей Бородовский, говорит, что в петровские времена 107 копеек представляли довольно большую сумму. В 1640 году на эти деньги можно было купить 5 шкурок молодых лис или 70 беличьих, а в конце того же XVII столетия – 10 пудов (около 164 кг) сухой или 5 пудов (около 82 кг) свежей щуки. Размер клада равнялся годовому оброку с одной лавки или годовому жалованию.


Кто оставил клад, неизвестно. Однако любопытно, что у десяти монет были отверстия. Известно, что на женской одежде местных коренных жителей часто можно было видеть украшения, сделанные из русских серебряных монет. С другой стороны, отверстия были не во всех копейках, а значит, их мог спрятать какой-то служивый человек или крестьянин.


По материалам издания СО РАН «Наука в Сибири».

Автор: Егор Антонов


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее