№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Фракталы Роршаха

Количество ассоциаций, которые мы видим в тесте Роршаха, зависят от фрактальной размерности его пятен.

Даже те, кто далек от психологии, могли что-то слышать о тесте Роршаха – это когда человеку показывают чернильную кляксу и просят сказать, что он в ней видит.

Изображение из теста Роршаха. (Фото: belopoppa / Depositphotos.com.)
Два варианта кляксы Роршаха с разной фракткальной размерностью. (Фото: Taylor RP et al. (2017) Seeing shapes in seemingly random spatial patterns: Fractal analysis of Rorschach inkblots. PLoS ONE 12(2).)
Фрактал. (Фото: Raphy Stoller / Flickr.com.)

В тесте используют несколько таких клякс, и каждая из них служит стимулом для свободных ассоциаций. Предполагается, что то, что мы видим в кляксе, определяется особенностями нашей личности. (Тест построен на феномене парейдолии – так называют зрительные иллюзии, когда детали реального объекта складываются в нечто иллюзорное; классический пример парейдолии – кажущееся лицо в облаках или на Луне.)

Первоначально чернильные кляксы использовали для того, чтобы выявить патологические отклонения в психике. Однако в последние двадцать лет тест Роршаха используют с такой целью все реже, поскольку у специалистов возникли сомнения, действительно ли образы, видимые в пятнах, указывают только на психические отклонения – или же приходящие на ум ассоциации зависят еще и от других вещей, например, от пережитого опыта или от творческих способностей.

А если отвлечься от свойств психики конкретного человека и посмотреть на эти кляксы, так сказать, под другим углом, то возникает еще один вопрос – есть ли в самих картинках что-то, что влияет на богатство вызываемых ими ассоциаций? Исследователи из Орегонского университета пишут в своей статье в PLoS ONE, что ассоциативность пятен Роршаха зависит от величины, которая называется фрактальной размерностью.

Фракталами, строго говоря, называются математические множества, обладающие свойством самоподобия; если попытаться такое множество нарисовать, то у нас получится рисунок, в котором каждая его часть повторяет изображение в целом, только в меньшем масштабе. Фрактальная размерность как раз описывает сложность фракталов; если не вдаваться в подробности, то можно сказать, что этот параметр указывает, несколько сильно меняется деталь изображения с изменением масштаба.

Свойством фрактальности обладают множество объектов окружающего мира: деревья, облака, береговая линия – их нельзя назвать чистыми фракталами, но что-то такое в них есть. Есть фрактальность и в пятнах Роршаха – она проявляется на границах клякс; и к их границам можно применить ту самую фрактальную размерность: чем сложнее граница, чем изрезаннее она выглядит, тем фрактальная размерность будет ниже; напротив, если граница сглаживается, то размерность будет повышаться. Ричард Тейлор (Richard Taylor) и его коллеги поставили эксперимент, показывая студентам двадцать четыре роршаховских кляксы и прося их посчитать, сколько всего разного они на них видят.

Среди изображений были такие, на которых мало кто вообще что-то видел; были и такие, от которых в голове у смотрящего возникало семь и более образов. Как оказалось, картинки с высокой размерностью (и, соответственно, с более гладкими границами изображения) вызывали минимум ассоциаций, в отличие от тех, у которых края изображения выглядели сильно изрезанными. Похожие результаты получились и тогда, когда авторы работы применили фрактальную размерность к данным некоторых психологических исследований, проводившихся в прошлом веке.

Сами исследователи, анализировавшие фрактальность пятен Роршаха, имели в виду не столько психологию личности, сколько общую для всех психологию восприятия и перспективную биотехнологию. Например, пусть мы хотим сделать искусственный глаз, который распознавал бы объекты так же хорошо, как человеческий – в таком случае мы берем за основу человеческую «конструкцию». Однако, зная особенности собственного восприятия вроде тех, что были только что описаны, мы сможем не просто воспроизвести человеческий глаз, но и сделать его лучше – чтобы он не видел того, чего нет.

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее