В мозге нашли «зону сновидений»
Обширный участок задней коры меняет свою электрическую активность, как только нам начинает что-то сниться.
Сон делится на несколько стадий: фазу быстрого сна (REM-сон, или фазу быстрых движений глаз) и фазу медленного сна (которая, в свою очередь, состоит еще из нескольких фаз). Довольно долго считалось, что сновидения приходят только в быстром сне – не зря же во время него глаза двигаются.
Однако со временем оказалось, что сны снятся не только в быстром сне, но и в медленном (например, человеку может что-то присниться, хотя по электроэнцефалограмме (ЭЭГ) никакого быстрого сна у него вообще не было).
Нейробиологи давно пытаются выяснить, подчиняются ли сны каким-то законам, какие зоны мозга включают режим сновидений и т. д. В статье в Nature Neuroscience исследователи из Висконсинского университета в Мадисоне пишут, что им удалось не только найти область в мозге, которая «включает» сны, но и предсказывать, когда человеку будет что-то сниться. В эксперименте участвовали несколько десятков людей, которых попросили поспать в лаборатории с небольшим устройством для регистрации электрических волн мозга на голове. Добровольцев будили в разное время, спрашивая, снилось ли им что-нибудь и могут ли они вспомнить какие-то подробности этого, и их ответы сравнивали с тем, что показывала ЭЭГ.
Оказалось, что у сновидений есть вполне определенный электроритмический «почерк»: когда человеку начинало что-то сниться, то интенсивность волн низкой частоты падала, а интенсивность волн высокой частоты, наоборот, повышалась, и происходило это в определенной области в задних долях коры. «Сновидческие» изменения в электрической активности мозга имели место не только во время фазы быстрого сна, но и во время медленной фазы тоже. Следя за «зоной снов», нейробиологи смогли достаточно точно предсказывать, видит ли человек сон или нет. Кстати, выяснилось, что сны сопровождают 95% быстрого сна и 71% – медленного.
Надо сказать, что зона коры, связанная со сновидениями, оказалась довольно обширной, и сама по себе она состоит из ряда участков с теми или иными функциями. Содержание сна зависело от того, в каком участке происходили электроритмические изменения: например, если интенсивность высоких частот повышалась в зоне Вернике, которая участвует в интерпретации речи, то разбуженный человек потом рассказывал, что у него во сне кто-то что-то говорил.
Пока, наверно, преждевременно было бы утверждать причинно-следственную связь между снами и активностью «сонной коры» – может быть и так, что смена частоты мозговых волн не столько запускает механизм сновидений, сколько лишь сопровождает его. Так или иначе, чем больше мы будем знать, что происходит в мозге во время сновидений, тем больше узнаем не только о природе сна, но и о природе сознания вообще.
По материалам The Scientist.