№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Голуби накапливают общие знания

Ища более удобную дорогу домой, голуби используют «наработки» более опытных товарищей.

Голубей мы привыкли считать не слишком умными птицами, но это, по-видимому, не более, чем предрассудок. Одно из самых ярких доказательств того, что голуби не так глупы, как может показаться, можно прочесть в опубликованной несколько лет назад статье в Science: в ней говорится, что голуби способны к абстрактной арифметике, то есть они могут считать предметы, не обращая внимания на их форму, цвет и размер.

Коллективный разум у голубей, возможно, устроен сложнее, чем можно было предположить. (Фото: TheLightPainter / Depositphotos.)

Кроме того, у голубей довольно сложно устроена социальная жизнь: их иерархия в полёте не совпадает с иерархией, которой они подчиняются на земле, то есть, иными словами, на земле и в воздухе у голубей разные лидеры; лидер же является таковым лишь в силу своей компетенции, и, например, если вожак голубиной стаи выбирает неправильное направление полёта, то стая перестаёт его слушаться.

Наконец, нельзя не вспомнить про их удивительное умение ориентироваться в пространстве: если голубям нужно несколько раз подряд пролететь из точки А в точку Б, то они каждый раз будут стараться сделать свой маршрут более удобным, причем те, кто еще сам не додумался до более удобного пути, будут учиться ему у более продвинутых товарищей. Известно также, что голубиная стая летает более прямой дорогой, нежели одиночные птицы – очевидно, тут срабатывает нечто вроде «коллективного разума».

И это еще не все. В новой статье в Nature Communications зоологи из Оксфорда Тасао Сасаки (Takao Sasaki) и Дора Биро (Dora Biro) пишут, что голуби способны накапливать культурный опыт. Дора Биро и ее коллеги уже давно изучают поведение голубей (про смену голубиных лидеров, о которой шла речь выше, узнали именно они). На сей раз исследователи, прикрепив к птицам GPS-датчики, разделили их на три группы: голуби из первой группы всегда возвращались домой сами по себе, из второй – вместе с постоянным товарищем, а в третьей голубям меняли партнера через каждые несколько полетов, так что новичок оказывался в паре с более опытным путешественником.

Птиц выпускали в незнакомой местности, так что поначалу они летели домой не самой прямой дорогой. Через несколько полетов все голуби отыскивали более удобный маршрут, однако наибольшие успехов достигла та группа, в которой более опытного голубя регулярно заменяли новичком. Получалось так, что птица, которая уже начала искать кратчайший путь домой, передавала знания новому напарнику, который эти знания как-то корректировал. Затем бывшему новенькому давали в пару еще более новенького, который, в свою очередь, тоже перенимал чужой опыт, добавляя к нему собственные «наработки». В итоге маршрут до дома оказывался все более и более удобным.

Еще раз подчеркнем – речь идет не о простой передаче опыта, а именно о накоплении, о приумножении знаний: все выглядело так, как если бы новая птица не искала свой путь с нуля, а исправляла то, что узнала от напарника. Впрочем, некоторые специалисты полагают, что все же не стоит в данном случае говорить о культурном накоплении, и что, скорее всего, голуби не столько дополняли накопленный друг другом опыт, сколько вместе работали над новой версией маршрута – и с несколькими «коллегами» все просто происходило эффективнее, чем с одним и тем же партнером.

Но, как бы там ни было, нас не может не восхищать такая пластичность поведения и «открытость новому» у птиц, чьи ум и сообразительность к тому же мало кто воспринимает всерьез.

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее