На Кунашире впервые в мире пометили взрослых японских журавлей

GPS-регистраторы, прикрепленные к птицам, помогут больше узнать о том, как они живут в своей естественной среде.

Самка Белая. (Фото: пресс-служба заповедника «Курильский».)
Журавлиху Белую поймали, чтобы окольцевать и прикрепить регистратор. (Фото: пресс-служба заповедника «Курильский».)
Белую окольцевали и отпустили. (Фото: пресс-служба заповедника «Курильский».)
Самка Русь в компании исследователей-орнитологов. (Фото: пресс-служба заповедника «Курильский».)
Журавлиха Русь с кольцами цветов российского флага на ноге. (Фото: пресс-служба заповедника «Курильский».)

Из семи видов журавлей, обитающих в России, японский журавль – самый крупный. На российской территории его можно встретить на Дальнем Востоке, где он живет двумя популяциями, континентальной и островной. Особи из континентальной популяции мигрируют с мест гнездования в долине Амура на зимовку в Китай и Южную Корею. Из островной же популяции, которая гнездится на Хоккайдо и Курильских островах, никто никуда далеко не летит; те журавли, которые обитают на Курилах, зимуют на Хоккайдо, но где именно на Хоккайдо, пока не известно.

Узнать больше о жизни этих редких птиц помогли бы специальные датчики, GPS-GSM-регистраторы (они передают информацию по мобильной сети на сотовый телефон; если же птица находится вне зоны покрытия сети, то информация просто записывается до тех пор, пока сеть не появится снова). По словам Александра Кислейко, директора заповедника «Курильский», обычно регистраторы прикрепляют к птенцам, которые еще не умеют летать, и с птенцами вся процедура происходит довольно просто. Однако взрослая птица может дать более ценные научные данные. Кроме того, у птенцов больше шансов погибнуть, их естественная смертность выше. Наконец, срок службы датчика – около трех лет, а молодые птицы в первые годы жизни ведут иной образ жизни, будучи еще привязаны к взрослым.

Поэтому сотрудники «Курильского» вместе с коллегами из Рабочей группы по журавлям Евразии и Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова Российской академии наук решили пометить и снабдить GPS-GSM-регистраторами нескольких взрослых птиц. На известных и потенциальных местах гнездования японских журавлей на Кунашире удалось найти 4–5 журавлиных пар, причем у двух из них уже были гнезда. 25 мая получилось отловить самку из пары, обитающей в южной части Кунашира. Ей надели стандартное металлическое кольцо на левую ногу и цветные пластиковые кольца (белый-красный-белый) на правую ногу. Верхнее кольцо белого цвета – это национальный цвет России, принятый международным сообществом.

Самку журавля назвали Белая; вскоре датчик показал её перемещения в районе гнездования. Дальнейшие наблюдения показали, что Белая чувствует себя хорошо и что у нее появился птенец, которого она водит возле гнезда. Получить уникальные кадры того, как птицу метили, и отследить состояние журавлей удалось благодаря белорусской съемочной группе AVES, которая уже второй сезон работает на Кунашире по приглашению заповедника «Курильский».

27 мая окольцевали еще одну самку, гнездящуюся в центральной части острова Кунашир. Ей достались кольца цвета российского флага (белый-синий-красный), за которые птица получила имя Русь. С этой парой журавлей также все хорошо, и, надо полагать, скоро они обрадуют исследователей какими-нибудь секретами из своей птичьей жизни.

По материалам пресс-службы заповедника «Курильский».