Когда эмоции выходят из берегов
Специальные зоны коры мозга удерживает эмоции там, где они должны быть.
Мы постоянно испытываем самые разные эмоции, но бывает так, что эмоции не ограничиваются той ситуацией, в которой они возникли: например, с кем-то сильно поругавшись с утра, мы весь день (а то и дольше) погружаемся в плохое настроение, или же, наоборот, от чего-то хорошего приходим в такую эйфорию, что никакие неприятности не могут вывести нас из счастливого состояния.
Исследователям из Висконсинского университета в Мадисоне удалось отчасти расшифровать нейробиологический механизм, который лежит в основе такого «эмоционального растекания»: в своей статье в Psychological Science они пишут, что тут все зависит от латеральных участков префронтальной коры – именно эти зоны мозга определяют, насколько эмоциям позволено будет выйти из берегов.
Участникам эксперимента показывали несколько фотографий, на которых люди либо улыбались, либо же их лица выражали страх. Затем шла серия фото с людьми, чьи лица не выражали никаких эмоций, и нужно было сообщить о своих впечатлениях. Если с участниками эксперимента ничего не делали, то нейтральные лица оставались для них нейтральными. Если же на латеральные участки коры действовали внешним магнитным полем, то нейтральные портреты вдруг оказывались эмоциональными: люди на них казались счастливыми или испугавшимися.Метод, когда на мозг действуют внешним магнитным полем, называется транскраниальной магнитной стимуляцией. Наряду с транскраниальной электростимуляцией (когда используют не магнитное поле, а слабый ток) это сейчас один из самых популярных методов исследования мозга: тут безо всякой операции, без введения электродов можно подавить или активировать ту или иную мозговую область, одновременно наблюдая, что происходит с восприятием, с памятью, вообще с любой психической функцией.
В случае с эмоциональными и нейтральными фотографиями магнитное поле подавляло активность латеральных участков префронтальной коры, и чем сильнее их подавляли, тем сильней оказывался перекос в восприятии; так что, очевидно, именно эти зоны не позволяют какому-либо впечатлению распространиться на события и объекты, которые к ним не имеют никакого отношения.
По словам авторов работы, фото с эмоциями пролетали перед смотрящими довольно быстро: они видели, что написано на лице, но не успевали в него всмотреться; кроме того, когда случался перекос в восприятии, они не осознавали, что это произошло под влиянием первой серии фотографий.
Эффект держался довольно долго – когда участники эксперимента через три дня вернулись в лабораторию, чтобы снова посмотреть на серии разных фото, они опять воспринимали нейтральные лица часто совсем не как нейтральные, находясь под впечатлением от фотографий с эмоциями.
В дальнейшем, как пишет портал Association for Psychological Science, исследователи хотят поставить обратный эксперимент: повысить активность латеральных участков коры и посмотреть, насколько это ограничит распространение эмоций.
Вообще, нельзя сказать, что такая эмоциональная неопределенность – что-то однозначно вредное: нет ведь ничего плохого в том, что хорошее настроение порой помогает нам не зацикливаться на каких-то мелких неприятностях.
С другой стороны, то же хорошее настроение может привести к тому, что какие-то важные вещи мы не заметим; наконец, кроме хорошего настроения, есть и плохое, и наверняка многие сталкивались с тем, как не то что большая ссора, а просто какая-то бытовая мелочь надолго лишает душевного спокойствия.
Так происходит в том случае, когда мозговая система эмоционального контроля дает сбой, не работает, как надо – и, возможно, как раз в таких случаях терапевтическое магнитное воздействие на мозг было бы очень кстати.