№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Археологический «разрез» Крыма: итоги крупнейших раскопок в истории полуострова

Среди находок самой масштабной экспедиции в истории Крыма есть и артефакты каменного века, и посуда античных времен, и средневековое оружие.

«Александровские скалы 1». Вид сверху на курган 2 и могильник римского времени.

Крымская новостроечная экспедиция Института археологии РАН, начавшись прошедшей весной, завершает работу в восточной части полуострова. За это время в зоне вдоль строящейся трассы «Таврида» от Симферополя до Керчи специалисты исследовали более 60 памятников – от мезолита до XIX века.

«Это крупнейшие археологические раскопки в истории Крыма. Мы исследовали почти 300-километровый «историко-культурный разрез», уходящий в прошлое на 10 тысяч лет. Вместе с нами работали антропологи, палеозоологи, почвоведы, реставраторы, ученые из Крыма, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Краснодарского края», – сказал руководитель экспедиции, доктор исторических наук Сергей Внуков.

Он также подчеркнул, что еще предстоит большая работа по анализу собранного материала, однако уже сейчас уже можно подвести предварительные итоги работы. По завершении исследований и публикации результатов все находки – несколько тысяч артефактов – будут переданы в музеи Крыма.

Впервые в крупном проекте по сохранению памятников участвовали ведущие археологические учреждения России из различных регионов: Институт археологии РАН (Москва), Институт истории материальной культуры РАН (Санкт-Петербург), Институт археологии и этнографии СО РАН (Новосибирск), Историко-археологический музей-заповедник «Неаполь Скифский» (Симферополь), Институт археологии Крыма (Симферополь), а также археологические организации Краснодарского края. Взаимодействие разных научных центров и археологов, прежде работавших в Причерноморье, позволило выполнить масштабные полевые работы в сжатые сроки.

Каменный век, бронза и железо

Самый древний памятник, который исследовала экспедиция, – стоянка «Яблочное 1» в Белогорском районе. Здесь были найдены каменные орудия и заготовки для них: нуклеусы, отщепы, пластины, скребки, скобели, резец. Находки указывают, что здесь были стойбища охотников и собирателей каменного века. Особенности орудий позволяют датировать стоянку эпохами мезолита и неолита, то есть IX–IV тысячелетиями до нашей эры.

К эпохе бронзы относятся четырнадцать погребальных курганов, исследованных экспедицией. В те времена крымские степи и предгорья населяли кочевники, которые хоронили своих умерших в курганах на боку с поджатыми коленями. Самые ранние такие курганы сооружены носителями ямной (вторая половина III – начало II тысячелетия до н. э.) и кеми-обинской (конец III - первая половина II тысячлетия до н. э.) археологических культур. Захоронения кеми-обинской культуры совершались в каменных ящиках с раскрашенными охрой внутренними стенками. Погребенных сопровождали лепные сосуды, изделия из камня и кости.

Во времена поздней бронзы в курганах появляются сложные каменные конструкции. Наиболее ярким примером стал курган № 3 курганной группы «Фонтан 1». Здесь перед первым погребением соорудили невысокую земляную площадку, которую по периметру обложили камнями. С юга к ней примыкала конструкция из каменных крупных блоков в виде буквы «П». В центре площадки под плитами похоронили ребенка, к которому положили орнаментированный лепной сосуд. Позднее вокруг центрального погребения была возведена квадратная ограда из таких же массивных блоков. В последующие периоды в кургане было совершено еще несколько погребений.

Вид-сверху-на-каменные-соор.jpg
Вид сверху на каменные сооружения кургана эпохи бронзы, курганный могильник «Фонтан 1».

К раннему железному веку (кизил-кобинская и скифская культуры – IX–IV вв. до н. э.) относятся одиннадцать курганов и более десяти впускных погребений в курганах более раннего времени. В большинстве случаев это захоронения в простых прямоугольных ямах, сопровождаемые лепными сосудами. В скифских захоронениях также встречаются бронзовые наконечники стрел, единичные железные предметы и украшения. В одном погребении, где был похоронен воин, нашли греческую амфору с клеймом.

Курган-Сары-Су-скифского-вр.jpg
Курган Сары-Су скифского времени. Кости лошади и гераклейская амфора в центральном погребении.

Античность

Античные поселения в зоне раскопок были обнаружены только на Керченском полуострове в границах Боспорского царства. В основном это сельские поселения эллинистического времени IV–III веков до н. э. Кроме того, специалисты исследовали участок городища «11-й километр» I века до н. э. – III века н. э., где было найдено большое количество артефактов, в том числе монет. Раскопки проводятся и на всех оборонительных валах Керченского полуострова: Бескровном, Аккосовом (Узунларском), Акмонайском.

Впервые детальные исследования провели в курганах «Госпитальный» и «Цементная Слободка» в Керчи. Их склепы были разрушены и ограблены в древности.

Краснофигурная-чернолаковая.jpg
Краснофигурная чернолаковая пелика, третья четверть IV в. из погребения в кургане Госпитальный.
Аск-краснофигурный-чернолак.jpg

Аск краснофигурный чернолаковый из тризнового комплекса  кургана Госпитальный.
Краснолаковый-кубок,-барбот.jpg

Краснолаковый кубок, барботин, I в. до н.э. из погребения в кургане 4, могильника Цементная слободка 1.

В десяти километрах к западу от Керчи археологи изучили два кургана группы «Александровские скалы». Здесь нашли два могильника I–II веков н.э., в которых обнаружено 213 погребений.

В захоронениях находили красноглиняные и краснолаковые миски и кувшины. В мисках часто встречаются кости животных. Нередки находки маленьких железных ножей и оселков, бронзовых застежек-фибул и стеклянных флаконов, бусин.
Гутус-(сосуд-дозатор)-красн.jpg
Гутус (сосуд-дозатор) краснолаковый из могильника римского времени «Александровские скалы 1».

Средние века

Наиболее ранние средневековые памятники по трассе «Таврида» представлены впускными погребениями в древние курганы XI–XIII веков. Одно из наиболее интересных – захоронение половецкого воина-кочевника в кургане 1 группы из четырнадцати курганов в Белогорском районе. Воин был погребен вместе с железной кольчугой, кольчужным шлемом-мисюркой, кожаным колчаном со стрелами, железной саблей, обрубком серебряной витой гривны, амфорой, бронзовым котелком с железной дужкой.

Эпохой Золотой Орды датируются два поселения: «Кош-Кую» и «Жемчужина-1». При исследовании «Жемчужины-1» нашли шесть полностью сохранившихся глинобитных печей с воздуховодами из керамических труб. В слое золы, заполнявшем одну из печей, обнаружены остатки зерна. На поселении найдены медные монеты, элементы конской сбруи, фрагменты ножей.

Поселение-Жемчужина-1.jpg
Поселение «Жемчужина-1». Вид сверху на печь золотоордынского времени.

Среди керамики, найденной здесь, выделяется парадная посуда: поливные многоцветные орнаментированные чаши местного производства и импортные кашинные (кашин – белая пористая керамическая масса) чаши XIII – первой половины XIV веков. Особенно интересен стеклянный сосуд, расписанный цветными эмалями; его аналоги можно найти среди ближневосточных сосудов второй половины XIII–XIV века.
Поливная-и-кашинная-столова.jpg
Поливная и кашинная столовая посуда золотоордынского времени с поселения «Жемчужина-1».

Поселения позднего средневековья и нового времени представлены шестью памятниками. На двух поселениях от построек сохранилась только известковые заливки полов с очагами и подпольными ямами, сами строения, вероятно, были деревянные.

В конце XVIII–XIX века появляются кладки из обработанных камней на глине. Находки этого времени – турецкие и русские монеты, курительные трубки, незамысловатыми украшениями и медными вещами. Технологические традиции в керамических изделиях претерпевают некоторые изменения, но сохраняются многие формы сосудов, известных еще в золотоордынский период.

Интересен раскопанный на поселении «Ленинское 7» (деревня Аргин XIX века) каменный «бассейн-цистерна» с колодцем в центре. По всей видимости, это было общественным сооружением.

Поселение-Аргин.jpg
Поселение Аргин. Общий вид на «погреб-цистерну» XIX в.

С.Ю. Внуков, И.В. Рукавишникова, А.Н. Хохлов, К.И. Панченко (все – Москва), А.М. Михайлов (Керчь), Ю.П. Зайцев (Симферополь), П.И. Шульга (Новосибирск), Е.И. Нарожный (Армавир).


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее