Древнерусская княгиня получила имя
Имя матери первого ярославского князя узнали благодаря прокладке канализации.
В ходе археологических исследований в центре Ярославля найдена свинцовая княжеская печать конца XII – начала XIII века, принадлежавшая супруге великого князя Владимирского Константина Всеволодовича и матери первого ярославского князя. Благодаря этой находке мы теперь знаем имя княгини – Мария.
Печать нашли во время работ по прокладке канализационных труб к Митрополичьим палатам, древнейшему зданию в городе. Центр Ярославля, не так давно отметившего 1000-летие, является не только археологическим памятником федерального значения, но и объектом ЮНЕСКО. Поэтому все земляные работы здесь обязательно предваряются работой археологов.
В этот раз «улов» оказался значительным: группа археологов под руководством Аси Энговатовой помимо печати обнаружила фрагменты импортных стеклянных сосудов, а также остатки необычно большой для рубежа XII–XIII веков деревянной постройки. Все это дает основания полагать, что в районе Митрополичьих палат, построенных в конце XVII века, много ранее находился упоминаемый в летописях «княжий двор» первого удельного ярославского князя Всеволода (Иоанна) Константиновича, убитого в 1238 году в знаменитой битве с войсками Бату-хана на реке Сить.
Рядом с фундаментом этого деревянного строения и была найдена хорошо сохранившаяся свинцовая печать с изображением святых Константина и Марии. Она происходит из культурного слоя, надежно датированного концом XII – началом XIII века. По словам Петра Гайдукова, члена-корреспондента РАН, заместителя директора Института археологии РАН и ведущего специалиста по древнерусской сфрагистике, на древнерусских княжеских печатях XII–XIII веков изображали святых покровителей князя, святых, в честь которых они получали своё крестильное имя.
Изображение на печати двух святых, женщины и мужчины, говорит о том, что печать принадлежала женщине (второй святой указывает на мужа). Точная датировка печати и место ее находки позволяет с большой долей вероятности утверждать, что печать принадлежала княгине – супруге великого князя Владимирского Константина Всеволодовича (1186–1218).
Константин Всеволодович – старший сын великого князя Владимирского Всеволода Юрьевича Большое Гнездо. Он княжил в Ростове и Новгороде, в конце жизни стал великим князем Владимирским. Его сын Всеволод Константинович стал первым удельным ярославским князем (княжил с 1210 по 1238 год). Его печать была обнаружена неподалеку от тех же Митрополичьих палат в 2010 году.
Жена князя Константина Всеволодовича, дочь смоленского князя Мстислава Романовича, до сих пор оставалась безымянной. Известно лишь, что после смерти мужа она постриглась в монахини и до смерти в 1220 году носила иноческое имя Агафья.
«Но изображение святой Марии на печати указывает, что ее звали Мария. Безымянная княгиня получила имя», – говорит Гайдуков. – «В Древней Руси все лица, имевшие власть – князья и верхушка духовенства – имели собственные печати, которыми скреплялись официальные документы. Таких печатей домонгольской эпохи известно несколько тысяч, но печати, владелицами которых были женщины, крайне редки. Учёным известно лишь около двух десятков таких печатей...
Свинцовыми печатями, среди прочего, скрепляли важные юридические документы – например, связанные с имуществом. Если у княгини была печать, это значит, что она, например, могла самостоятельно распоряжаться имуществом», – как видим, подобные находки помогают нам уточнить представления о статусе женщины в домонгольской Руси.
По материалам Института археологии РАН.