№01 январь 2025

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Тревога помогает учиться

Чтобы окончить школу, подросток должен быть немного в тревоге.

Хорошо ли будет учиться школьник или плохо, зависит от массы вещей. Например, у него дома может быть не все в порядке, а проблемы в семье не способствуют академическим успехам. Или же он – или она – могут оказаться непоседливыми и невнимательными, и больше интересоваться, так сказать, социальной жизнью, а не школьными предметами.

Наконец, есть такие вещи, как депрессия и тревожность. Конечно, когда речь идёт о высшей нервной деятельности, о психике человека, то такие факторы оказываются взаимосвязанными. Однако не всегда те же тревожность и депрессия происходят из-за проблем в семье или из-за проблем с товарищами. И психологи с помощью методов математической статистики вполне способны рассмотреть, как разные внешние и внутренние факторы по отдельности влияют на нашу жизнь.

Исследователи из Монреальского университета проанализировали, как тревожность и депрессия сказываются на успехах учащихся средних школ в Квебеке. Авторы работы наблюдали за учебными успехами почти пяти тысяч школьников – некоторые из них так и не смогли окончить среднюю школу в нормальный срок.

Ожидалось, что зависимость от тревожности тут будет простая: чем более тревожным человек вошёл в школу, тем больше вероятность, что он её не закончит. На деле же оказалось, что лучше всего обстояли дела у учеников со средней тревожностью. Чаще всего отчисляли тех, кто вообще мало о чем тревожился – они покидали школу на 40% чаще тех, у кого тревожность была на среднем уровне; что до тех, кто был слишком тревожным, то их отчисляли на 30% чаще, чем «среднетревожных».

В статье в British Journal of Psychiatry говорится, что такая странная зависимость учебы от тревожности не была связана ни с социоэкономическими обстоятельствами, ни с какими-то поведенческими особенностями учеников. Вред от высокой тревожности интуитивно понятен – она просто не дает сосредоточиться на занятиях.

Что до низкой тревожности, то авторы работы полагают, что такие ученики вообще не беспокоятся насчет учебы. Понятно, что для того, чтобы хорошо заниматься, нужен хоть какой-то интерес к тому, что ты учишь, но интерес к предмету и процессу обучения неизбежно сопряжен пусть с небольшим, но все-таки стрессом. Поэтому и получается, что у учеников со средней тревожностью шансов окончить школу было больше.

С депрессией все тоже оказалось непросто – выяснилось, что сильнее всего она вредит тем, кто хорошо учится. То есть если человек хорошо проявил себя в первое время, а потом с ним случилась депрессия, то его последующий провал окажется более глубоким – по сравнению с теми, которые и без депрессии учились не блестяще.

Психологи говорят, что традиционно более всего внимания к себе привлекают такие ученики, с которыми «все плохо» – у них и поведение хромает, и дома что-нибудь не в порядке, и еще депрессия случается; их стараются всемерно подтягивать в учебе (по крайней мере, в Канаде). Однако на фоне общепроблемных ребят не стоит забывать тех, у которых «всего лишь» депрессия, да еще и по «непонятной причине» и несмотря на хорошую успеваемость – у таких депрессия может сказать на учебе гораздо сильнее.

Впрочем, не будем забывать, что все описанные результаты имеют отношение в первую очередь к канадским школьникам, и было бы интересно узнать, как обстоят дела с тревожностью, депрессией и успеваемостью где-нибудь еще.

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее