№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Что ели лошади Пржевальского сто лет назад

Изменившиеся привычки иногда мешают лошадям Пржевальского быстро вернуться в прежнюю среду обитания.

Лошади Пржевальского. (Фото: Paul Dunleavy Follow / Flickr.com.)
Лошадь Пржевальского. (Фото: Tim Brown / Flickr.com.)

В дикой природе лошади Пржевальского полностью исчезли к 1969. В степных и полупустынных районах центральноазиатской Гоби они успешно конкурировали за пастбища и водопои с домашним скотом, и местные скотоводы избавились от проблемы с помощью огнестрельного оружия. Однако несколько особей лошади сохранились в зоопарках.

Как известно, главная функция зоопарков – не развлечение публики, а сохранение редких видов животных, и с лошадью Пржевальского это удалось вполне: она успешно размножалась в неволе, и к концу XX века стало понятно, что ее можно ввести обратно в природные места обитания.

Сейчас лошадь Пржевальского можно увидеть в степях и пустынях Монголии, Китая, Казахстана и России; (об одном из проектов по реинтродукции лошади мы рассказывали год назад. Но в разных районах лошади Пржевальского приживаются по-разному. Так, после многолетних наблюдений за лошадьми, которых выпустили в пустыни и полупустыни Джунгарской Гоби, стало ясно, что они размножаются здесь хуже, чем в других местах. Однако раньше лошади тут жили вполне нормально, более того, именно в Джунгарской Гоби они оставались до последнего. Возможно, с тех пор на этой территории произошли еще какие-то изменения, и в результате лошадям стало тут трудно искать еду, а если еды мало, то и размножаться интенсивно не выйдет.

Исследователи из Московского государственного университета вместе с коллегами из Венского ветеринарного университета попытались выяснить, действительно ли лошади Джунгарской Гоби раньше питались иначе. Определить это можно было, сравнив содержание изотопа углерода 13С в волосяных фолликулах современных лошадей и лошадей столетней давности. Изотоп 13С накапливается в растениях, но травянистые растения и деревья с кустами накапливают его по-разному, так что если лошадь питается преимущественно травой, то количество изотопа в шерсти у нее будет одно, а если листьями и молодыми побегами кустарников – то другое.

Для анализа взяли образцы волос из хвостов лошадей, обитавших в Джунгарской Гоби еще в XIX в. Хвосты выбрали потому, что волосы в них растут медленно и не выпадают при линьке, то есть в них накапливаются изотопы за очень долгий промежуток времени, и можно понять, что ела лошадь в течение всей или почти всей жизни. В статье в Scientific Reports говорится, что современные лошади, бегающие по Джунгарской Гоби, круглый год сидят на травянистых растениях, тогда как раньше, в XIX веке, лошади предпочитали траву весной и осенью, а зимой общипывали листья у кустов (хотя и траву ели тоже).

Вероятно, в прежние времена лошади меняли рацион по привычке, потому что именно так они питались в степях – а в пустыню Джунгарской Гоби они пришли из степных районов. Кроме того, раньше лошадям часто приходилось прятаться от человека, и прятались они в зарослях кустарников, рассеянных по Гоби.

Сейчас лошадям Пржевальского бояться нечего и прятаться по кустам ни от кого не нужно. Парадокс, но, видимо, именно «хорошее отношение к лошадям», а также то, что новые лошади пришли в этот регион из неволи, ограничивает рост популяции: пастбища с травой в Джунгарской Гоби не слишком обширны, и к тому же здесь лошадям приходится выдерживать конкуренцию с домашними лошадьми и домашним скотом. То есть дело не столько в том, что что-то изменилось в пустыне, а в том, что лошади утратили некоторые важные привычки. Если бы лошади Пржевальского по-прежнему боялись всего, что связано с людьми, и помнили о степном происхождении, то они бы легко сумели пополнить рацион кустами.

Очевидно, в дальнейших попытках распространить лошадей Пржевальского в их прежних местах обитания нужно как-то заранее приучать их к тому режиму питания, который лучше всего подходит к той местности, которую им предстоит заново освоить. И, если смотреть шире, то же самое касается любых редких видов, которых мы собираемся ввести из питомников и зоопарков обратно в дикую природу: необходимо помнить, что естественные условия могут не совпадать с привычками животных, которые несколько поколений подряд жили под присмотром человека.

По материалам Phys.org.

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее