Доверие зависит от голоса
Невыразительному и низкому голосу мы доверяем намного меньше, чем голосу высокому и с меняющейся интонацией.
По голосу о человеке можно сказать много чего – собственно, совсем недавно мы писали о том, что голос выдает наши эмоции в большей степени, чем выражение лица. И эмоции – это еще не все: например, несколько лет назад группа исследователей из Университета Глазго и Принстонского университета установила, что доверять или не доверять человеку мы тоже решаем по его голосу. В новой статье, опубликованной в PLoS ONE, те же авторы описывают, как должен быть голос, чтобы ему поверили.
Александр Тодоров (Alexander Todorov) и его коллеги хотели более точно определить, что именно заставляет поверить нас в то, что с говорящим можно иметь дело: тембр, интонация или что-то еще. Исследователи «собрали» синтетический голос, ориентируясь на параметры настоящих голосов из более ранних экспериментов, причем параметры синтетического голоса можно было менять. В нынешнем эксперименте участвовало 500 человек: механический голос приветствовал их, говоря «hello», а слушатель должен был оценить, насколько голос внушает доверие.
Оказалось, что ключевое свойство здесь – напевность, то есть интонация должна меняться, даже в пределах такого короткого слова, как «hello»: голос сначала должен подняться вверх, затем опуститься, и затем снова подняться. Если же участники эксперимента слышали монотонный голос с выровненной высотой звучания, они считали его совсем не внушающим доверия.
Проще говоря, если хотите, чтобы собеседник стал вам доверять, нужно говорить более живо, избегать плоского, невыразительного звука. Другой параметр – общая высота звуков голоса: высоким голосам, как оказалось, доверяют больше, чем низким. Причина тому, возможно, коренится в каких-то древних инстинктах: у многих животных низкое рычание и вообще низкие звуки означают угрозу, тогда как высокие возгласы обычно означают игривое настроение и приглашение порезвиться.
В перспективе авторы работы собираются повторить эти эксперименты, но уже с моделью женского голоса, а также с участием людей из разных культур и этносов. С учетом того, что гаджеты и роботы вокруг нас все чаще начинают говорить человеческими голосами, такие исследования, безусловно, заинтересуют тех, кто занимается разработкой разнообразных приложений, от навигаторов до каких-нибудь помощников в изучении иностранного.
По материалам Science.