№01 январь 2025

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Крабы на Прозаке

Зеленые крабы, наглотавшись антидепрессанта, демонстрируют ненужную храбрость и презрение к опасности.

Зеленый краб Hemigrapsus oregonensis. (Фото: Steven Mlodinow / Flickr.com.)

Исследователи из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре пишут в своей статье в Ecology and Evolution, что крабы, попробовав Прозак, перестают прятаться от хищников. Прозак, или флуоксетин, – один из самых известных антидепрессантов. Он относится к селективным ингибиторам обратного захвата серотонина; считается, что вещества этого класса влияют на динамику серотонина в нервных центрах, отвечающих за эмоции и мотивацию. Точный механизм того, как они действуют, до сих пор не вполне понятен, но, так или иначе, многим людям они действительно помогают.

Однако и Прозак, и многие другие лекарства, рано или поздно оказываются во внешней среде, и вовсе не факт, что они безобидны для животных и растений. Сейчас экологи  все чаще часто говорят о лекарственном загрязнении, хотя тут чаще всего обсуждают гормональные препараты, которые появляются в реке или море и как-то влияют на рыб. Что до Прозака, то его и раньше испытывали на крабах, и, в частности, удалось выяснить, что он сказывается на их режиме линьки, на брачном и на пищевом поведении и на суточных ритмах.

Джозеф Питерс (Joseph R. Peters) и его коллеги пополнили список поведенческих аномалий крабов под Прозаком. Обычно подобные эксперименты ставят в аквариумах, и в таких случаях всегда возникает вопрос, насколько лабораторные условия соответствуют тому, что происходит в природе: ведь лекарственное вещество, попадая в океан, разбавляется до практически незаметных концентраций, и будет ли от него тогда хоть какой-то эффект? Но на этот раз исследователи воспользовались надежными данными о том, что, несмотря на разбавление, в прибрежных водах вблизи крупных городов концентрация Прозака составляет 300 нанограмм (нг) на литр; для эксперимента же взяли концентрации не 300 нг/л, а 3 нг/л и 30 нг/л.

Зеленые крабы Hemigrapsus oregonensis жили в аквариумах по три: самка и два самца, покрупнее и помельче. Время от времени к ним подсаживали хищного краба Cancer productus, который мог напасть на H. oregonensis – но оказалось, что крабов в аквариуме с 30 нг/л Прозака хищник беспокоит мало. Они продолжали ходить и искать пищу, несмотря на непосредственную опасность, соответственно, C. productus нападали на них и съедали.

Кроме того, крабы под Прозаком часто активничали днем, хотя днем они обычно прячутся под камнями, и часто дрались между собой, причем драка нередко заканчивалась смертью одного из них. Иными словами, крабы становились более рисковыми и более храбрыми, и если смотреть с экологической точки зрения, это не очень хорошо – популяции рисковых и храбрых крабов могут вообще исчезнуть с побережий. Эффект от Прозака длился 7–9 недель – при том, что концентрация его была в десять раз меньше, чем на настоящем побережье. Влияет ли антидепрессант на поведение других морских членистоногих (и не только членистоногих) и какой именно у него механизм действия еще предстоит выяснить, но, так или иначе, уже сейчас хорошо бы было подумать о том, как лучше очищать сточные воды от наших лекарств.

 

По материалам LiveScience.

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее