Дети учат слова в диалоге
Разговоры детьми тренируют языковые центры в их мозге.
Дети выучивают родной язык с разным успехом, кто-то к своим трем, четырем, пяти годам знает уже очень много слов и говорит очень правильно, а кто-то, наоборот, слов знает мало и в речи делает много ошибок.
Долгое время считалось, что разница в словаре и в других языковых навыках у детей обусловлена тем, сколько слов они слышат. В одной работе 1995 года даже указали на соответствие между количеством услышанных слов и экономическим положением семьи: вроде бы оказалось, что дети из семей с высоким уровнем дохода к трем годам слышат на 30 млн слов больше, чем дети из семей с низким уровнем дохода, и что именно тут кроются различия в языковом развитии. (Тут нужно уточнить, что речь идет не об уникальных словах – в этих 30 миллионах разные слова, конечно, неоднократно повторялись.)
Однако, как пишут в Psychological Science исследователи из Массачусетского технологического института, дело тут не столько в том, сколько денег у семьи, и не в том, сколько слов услышал ребенок – а в том, как именно он слышит эти слова, то есть просто ли он слушает речь взрослых или же разговаривает с ними.
Для эксперимента Рэйчел Ромео (Rachel Romeo) и ее коллеги отобрали детей 4–6 лет, которые у себя дома два дня подряд носили специальное устройство, записывающее все, что дети говорили и слышали. Записанные слова затем делили на три группы: те, которые произносили сами дети; те, которые они слышали от взрослых; те, которые дети и взрослые говорили друг другу – пусть даже это был не полноценный долгий разговор, а просто обмен парой реплик.
Когда количество слов из трех групп сравнили с результатами языковых тестов, то оказалось, что чем больше было слов, сказанных в диалоге, тем больше у детей был словарный запас, тем лучше они понимали грамматику, лучше рассуждали вслух и т. д. Более того – когда у детей проверили активность мозга, то выяснилось, что у тех, кто чаще слышал слова в разговоре, лучше работал центр Брока, который играет большую роль в воспроизведении речи. Причем центр Брока был активен тогда, когда дети слушали какие-то истории – как если бы мозг, слушая, готовился говорить сам.
Конечно, общее количество услышанных слов играло роль: чем их было больше, тем лучше у ребенка обстояли дела с языковыми навыками и тем активнее у него был центра Брока. Но связь с диалогом была намного заметнее: частые разговоры давали больший словарный запас и большую активность языкового центра в мозге – диалог тренировал языковые способности на всех уровнях.
И ребенок из семьи с невысоким уровнем дохода нередко выполнял тесты так же, как ребенок из семьи с высоким уровнем дохода: пусть тот, кто был побогаче, слышал больше слов в целом, но с тем, кто был победнее, чаще разговаривали. (Еще раз напомним, что это не обязательно должны были быть долгие проникновенные беседы, это могли быть просто короткие реплики; главное – вовлеченность в контакт.)
Очевидно, все дело в том, что в диалоге мы учимся языку на практике: учимся понимать других людей, различать стилевые оттенки разных слов и выражений, подбирать подходящий ответ и т. д. Хотя исследование выполняли с детьми 4–6 лет, авторы работы полагают, что та же закономерность работает и для более маленьких детей. Вывод отсюда один – если хотите, чтобы ваш ребенок нормально развивался, с ним нужно разговаривать как можно чаще и независимо от того, богатая семья у вас или бедная.